Павич – это при довольно бедном интеллектуальном насыщении, при довольно бедном понятийном аппарате замечательное умение рассказывать историю каждый раз другим способом. Эта нескучность делала бы его идеальным кандидатом на Нобелевскую премию.
Почему магический реализм популярен в Европе, тоже понятно. Потому что это остатки постромантического мировоззрения, это желание рассказывать сказки вместо унылых производственных сочинений, вместо унылого монотонного реализма. Мне-то как раз кажется, что магический реализм родился вместе с Гофманом. Он умел сочетать сновидческую достоверность деталей и полную непонятность целого, что и создает эффект страшного и заставляет нас читать. Что нас цепляет, как-то мешает в страшной истории? То, что ее сказочная часть подчеркнуто алогична, подчеркнуто необъяснима, а бытовая до ужаса детализирована, как у Кафки. Это прозаический, мегаподробный отчет о преодолении всякой условности и, наоборот, реализм монотонный. Частности абсолютно понятны и прописаны дотошно, а целое представляет собой абсолютную фантазию. Вот главный прием магического реализма.
Я думаю, что и Гофман, и Гоголь очень хорошо чувствовали это. Вся гоголевская мифология поэтому – не что иное, как проекция гофмановских сюжетов на украинскую реальность.
А потом, главное, что еще характерно для магического реализма (довольно забавная вещь), – он не психологичен. Где есть психология, там нет сказки, фантастики. Именно поэтому большинство латиноамериканских романов в жанре магического реализма при всей своей пышной изобразительности не предлагают нам сколько-нибудь убедительного героя. Даже у Маркеса такой герой всего один в романе «Сто лет одиночества» – цыган Мелькиадес. Всех остальных путаешь.