Видите ли, поздняя проза Толстого — это такой экзистенциальный взгляд на человека, голая проза о голом человеке на голой земле. И потом, Толстой был таким стихийным модернистом: он тоже не любил испытывать предписанные эмоции. Именно поэтому у него остранение так часто встречается: когда он читает Шекспира и должен испытывать восторг, а вместо этого испытывает недоумение и брезгливость. Герой убил человека и должен испытывать раскаяние, а вместо этого испытывает любопытство к тому, как будет устроена гильотина. Да, в общем, Камю во многих отношениях растет из Толстого, главным образом, в манере. Но это потому, что толстовская ненависть к предписанным эмоциям — вообще главная черта модерна. Мы должны скорбеть — а мы веселимся, мы должны удивляться — а нам скучно, и так далее. То есть, как говорил в своей время Иртеньев о шестидесятниках: «Где они рыдают, мы уже хохочем». Или улыбаемся. Да, наверное, так.
Есть ли что-то общее между «Посторонним» Альберта Камю и поздней прозой Льва Толстого?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев