Он ударил Анчика не из-за чего-то, а почему-то; потому что в целом атмосфера такова. Ну как в фильмах Миндадзе, у него всегда такие фильмы-катастрофы, и люди ведут себя там непредсказуемо, они готовы с равной вероятностью целоваться, плясать, пить, прыгать с моста. Вспомните «Отрыв» — самую авангардную и, по-моему, самую раннюю его картину. Или вспомните дикую атмосферу «Милого Ханса, дорогого Петра»… Как раз сейчас вышла книга сценариев, так что многим, я думаю, станет понятно. Потому что жаловались на непонятность картины, а для меня она с самого начала была самым точным выражением эпохи. Потому что канун войны, всеобщая невротизация, всеобщее раздражение приводит к тому, что возникает первое желание немедленно это выплеснуть как-то. Происходят драки, скандалы по ничтожным поводам. Подкладывают угля в печку, устраивают нечто невообразимое, надеясь таким образом оттянуть, умилосердить бога, оттянуть жестокую судьбу. Ну как поджигает свой дом главный герой «Жертвоприношения» Тарковского, чтобы спасти мир от другого пожара, гораздо более большого, ядерного? Это такое… назовем это лабильностью, эмоциональной подвижностью человека, который одержим стрессом, который предчувствует катастрофу. И вот «Игры в сумерках» — это обстановка нарастающих репрессий, когда люди исчезают просто. Написаны «Игры в дачном поселке», «Игры в теннис» в конце 30-х годов, когда все время исчезают люди, каждого нового берут, все ожидают ареста, все задавлены этим страхом, но это страх чего? Этот ведь страх хуже страха смерти, и тем не менее люди представить себе не могут уже нормального общения.
Я, кстати говоря, пытался этим приемом воспользоваться в «Июне», где герои вместо секса постоянно дерутся. Потому что надо как-то выразить, выпустить, сублимировать постоянное напряжение. Мальчик мучает девочку, и она мучает его вместо того, чтобы совместными усилиями построить какую-то сносную пару, сносную жизнь. Это довольно характерная вещь для эпох некоторых. «С нас — его черты и складки, приглядевшись, можно взять». Сегодняшняя Россия, которая тоже задавлена страхом, ужасными предчувствиями, война носится в воздухе, все ее постоянно ждут, — это тоже отношения очень сильно портятся. Они приводят к тому, что происходят спонтанные, и так далее.