Поэзия не имеет такого задания – «научить мыслить». Поэзия выполняет две функции всего: она гармонизирует мир, то есть она вносит в него гармонию, вытесняя дисгармонию, злобу, мерзость и прочую дрянь. Ну и конечно, она спасает говорящего. Это не для людей делается, а для себя. Это такая форма благодарности, умиления. Поэзия может эмпатию в вас развить, может развить душу. А интеллекта она не развивает, кроме тех случаев, когда вы, скажем, расшифровываете сложный текст, постигая глубину авторского замысла.
Вот мы с Олегом Лекмановым говорили о том, действительно ли Мандельштам как-то влияет на исследователя. Подавляющее большинство читателей, исследователей, глубоких специалистов по Мандельштаму, как правило, занимают в мире довольно верную этическую позицию. Никого из настоящих мандельштамоведов не удалось соблазнить ни ложно понятным патриотизмом, ни Z-идеологией, ни соблазном припасть к большинству. Наверное, Мандельштам действительно активизирует в людях какие-то интеллектуальные потенции, но про других я этого сказать не могу.
Я не думаю, что Ахматова может сделать читателя умнее. Она, безусловно, может научить его достоинству, это да. Научить делать пьедестал из камней, которыми в тебя бросают. Ну и вообще, научить людей как-то с достоинством себя вести, разговаривать таким образом.