Рассказ Бабеля «Соль» — один из лучших рассказов «Конармии». Потрясающая речевая маска Никиты Балмашева. От его же имени написан гениальный рассказ «Измена».
В чем он гениален? Страшная жестокость, страшное зверство. С одной стороны, тупость спекулянтов, которые спасают жидов — «Вот говорят: вы жидов спасаете, вы за народ не думаете». С другой стороны, страшные зверства Конармии — «И сняв со стены верного винта, я смыл этот позор с лица трудовой земли республики». Убийство женщины предстает как такой акт мировой справедливости.
И соль здесь — довольно многозначная метафора. Соль — не просто стержень, вокруг которого вращается рассказ, не просто мешок на коленях у спекулянтки, которая маскирует его под дитё, которое не орет и титьку не просит. Это совсем другое. Это та соль земли, которая выступила на поверхность. И солью земли оказалось совсем не христианство. Солью земли оказалась зверство. Как ни ужасен Никита Балмашев, но соль времени — он. И этот рассказ производит впечатление такого действительно выжженного солончака. Выжженного солнцем, блестящего, соленого. Соленой корки — вот так бы я сказал.
Довольно страшный рассказ на самом деле, как и вся «Конармия». Поэтому Бабель вполне заслуживает восторгов Святополка-Мирского. Тем более, что Святополк-Мирский подходил к литературе с позиций чистого эстетизма. Ему нравилась выразительная сила. У Бабеля этой выразительной силы много. Его рассказы производят впечатление действительно физической мощи.