Войти на БыковФМ через
Закрыть

Не могли бы вы рассказать о развитии жанра исповеди — от Блаженного Августина через Жан-Жака Руссо и Льва Толстого к нашим дням? Возможна ли исповедь в эпоху инстаграма?

Дмитрий Быков
>500

Видите ли, в связи с «Исповедью» Руссо Пушкин говорил, что быть искренним — невозможность физическая. И, кстати, замечал, что Руссо часто все-таки кокетничает в каких-то случаях или подвирает в свою пользу. Моменты, когда он там перед самим собой себя выгораживает, необычайно трогательны, но действительно, «Исповедь» Руссо показывает, что стопроцентная исповедь невозможна, каких бы грязных вещей ты о себе ни рассказывал. Все равно исповедь — жанр самооправдания. Могу объяснить, в чем эволюция жанра.

«Исповедь» Блаженного Августина — это беседа с богом, прямой разговор с ним. Чем дальше — тем бог меньше присутствует, «Исповедь» Руссо — это уже разговор с самим собой, «Исповедь» Толстого — разговор с читателем. И дальше, чем в большей степени бог перестает быть собеседником (или бог, или идеальный читатель, помещенный в эту точку, как Кушнер это называет), тем больше исчезает искренность, тем больше появляется каких-то автобиографических стратегий — модное такое нынче выражение. Желание говорить о себе. Но ведь говорить-то надо не о себе в исповеди, как ни странно. Говорить надо о том, чем ты задумал быть и не стал. Или чем ты слава богу не стал — говорить об опасностях своего роста. Мне кажется, что Блаженный Августин, который все время рассматривает опасности, от которых Господь его чудесным образом упас, он и есть автор исповеди. А Руссо и Толстой — это все-таки не исповеди. Элементы авторской исповеди есть у Гоголя, но и то, мне кажется, все-таки это попытки объясниться с современниками, читателями, эпохой, но не с той светящейся точкой внутри себя, которая есть собственное сознание. Августин нашел точку для этого разговора, остальные же, мне кажется, ее сместили в сторону диалога с читателем.

Возможна ли сегодня такая исповедь? Да разумеется, возможна, и инстаграм здесь ничего не решает. Другое дело, что большинство живых дневников и живых журналов пишутся из тщеславия, из желания кем-то выглядеть. А мне представляется, что для такой исповеди полноценной нужно разграничить «я», которое, по Битову, есть не более чем мозоль от трения о мир, и собственную душу, потому что наше «я» нашей душе не тождественно. Вот для этого нужна та глубина рефлексии, которая есть у Блаженного Августина. Конечно, нужно много рефлексировать, как Блаженный Августин в 11-й книге, но ведь это природа времени. Ведь это у Блаженного Августина впервые появляется мысль, что наше время не тождественно объективному. Потом уже Бергсон ее развил: физическое время, личное время — совершенно разные эпохи, разные структуры.

Мне кажется, что размышлять надо над тем, что время делает из человека. Как он эволюционирует, попытки понять, куда делись в прежние и что в вас сдвинулось,— это же очень неприятная тема. И говорить об этом — значит ощущать близкое соседство смерти. Но ничего не поделаешь, это единственная форма исповедания о том, что делает с тобой время. Посмотрим, как это сегодня возможно. Я очень мало знаю глубоких автобиографических произведений, которые на меня самого оказали какое-то влияние. Мне кажется, что сегодняшний автор, когда он пишет о себе, старается отвлекаться на что угодно, говорить о чем попало.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему роман «Что делать?» Николая Чернышевского исключили из школьной программы?

Да потому что систем обладает не мозговым, а каким-то спинномозговым, на уровне инстинкта, чутьем на все опасное. «Что делать?» — это роман на очень простую тему. Он о том, что, пока в русской семье царит патриархальность, патриархат, в русской политической жизни не будет свободы. Вот и все, об этом роман. И он поэтому Ленина «глубоко перепахал».

Русская семья, где чувство собственника преобладает над уважением к женщине, над достоинствами ее,— да, наверное, это утопия — избавиться от чувства ревности. Но тем не менее, все семьи русских модернистов (Маяковского, Ленина, Гиппиус-Мережковского-Философова) на этом строились. Это была попытка разрушить патриархальную семью и через это…

Не кажется ли вам, что в фильме «История одного назначения» Авдотьи Смирновой было вполне достаточно истории о солдате-писаре и о попытке Толстого его спасти? Зачем нам подробности личной жизни Льва Николаевича?

Понимаете, в фильме должно быть второе дно. В фильме события должны отбрасывать тень, и эта тень не должна быть, помните, как у Набокова, «нарисована темной полосой для круглоты». Нужен объем. В фильме не может быть одной линии. Линия Шабунина была бы скучна. Нам надо показать и линию жизни Толстого, и линию отношений с отцом Колокольцева, и частично — с забросом, с флэшбеком — биографию Стасюлевича, и историю этого поляка-офицера. Понимаете, чем многогеройней картина, чем плотнее сеть, которую автор плетет из разных линий, тем больше он в эту сеть поймает. Я вообще категорический противник однолинейных вещей.

Знаете, я, когда смотрел картину, мне казалось, что вот и это лишнее, и это…

Лишённый чуда Новый Завет Льва Толстого, не является ли он предтечей рациональности Дмитрия Мережковского в романе «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»?

Ну, в известном смысле является, потому что Мережковский же почти толстовец, по многим своим взглядам. Но тут в чём дело… Для Мережковского единственное чудо лежит в плоскости художественного, для Мережковского само по себе творчество — уже присутствие Бога и чуда. Толстой к творчеству относился, как мы знаем, гораздо более прозаически, в последние годы как к игрушке. В остальном, конечно, Мережковский рационален. Да, он действительно считает, что вера — это вопрос разума. Точка зрения, может быть, немного схоластическая.

Понимаете, слишком часто иррациональными вещами — экстазом, бредом, слишком часто этим оправдывалось зверство. Ведь те люди, которые ненавидят рациональную…

Можно ли допустить, что Лев Толстой в повести «Крейцерова соната» солидарен с мыслями старого развратника, убившего девушку и обвиняющего в этом всех кроме себя?

Я не думаю. Я думаю, что Толстой понимал все правильно. Позднышев же не является таким уж сильно отрицательным персонажем. Те ужасы ревности, через которые он прошел, Толстому были слишком знакомы. А впоследствии, 5 лет спустя, ему пришлось пережить запрограммированное. Ситуация влюбленности жены в музыканта, на которую намекала уже и ситуация начала 90-х: Софья Андреевна держала музыкальный салон. Эта ситуация в полный рост развернулась в 1894-1895 годах и была для Толстого очень мучительна. Он возненавидел Танеева. И вот этот «широкий таз музыканта» — это все было или странным образом подмечено ещё в 90-е годы, или предсказано.

Нужно заметить, что главный герой «Крейцеровой…

Почему Лев Толстой покинул Ясную Поляну? Была ли это старческая деменция? Стоит ли искать в этом смысл?

Смысл стоит искать безусловно. Видите ли, далеко не все люди страдают от старческой деменции, даже в старости. Есть такая мысль, не помню, кто её высказал, кто-то из психологов великих, что, может быть, дай бог только 20 процентов людей сохраняют в старости умственные способности, но Толстой входил в эти двадцать. Он собирался писать второй том «Воскресения», который, по моему предположению, надо было назвать «Понедельник» и который содержал довольно серьезную ревизию его взглядов. Он собирался ещё работать над своими повестями из эпохи своей молодости типа «Хаджи-Мурата». Толстой отнюдь не был в деменции. Видите, уход Толстого и смерть его на «Железной дороге» предсказаны довольно точно в…