Войти на БыковФМ через
Закрыть

Можно ли назвать «Процесс 32-х» и разгром российской оппозиции в 1860-е годы блестящей полицейской операцией?

Дмитрий Быков
>250

Понимаете, какая вещь? Блестящая полицейская операция, на мой взгляд, вообще оксюморон, как права человека. Полицейская операция не может быть блестящая. Это, знаете, как сказано у Петрушевской в «Смотровой площадке»: «Так что наше повествование заканчивается полной победой героя, другое дело, что непонятно, кого тут было особенно побеждать». Некого. Действительно, «Процесс 32-х», или «Процесс Серно–Соловьевича» был довольно значительной вехой в разгроме русского освободительного движения. Но ведь понимаете, процесс 1862-1865 годов, по которому и Тургенев был обвинен, а потом оправдан… Кстати говоря, оправдано было подавляющее большинство. Остальные поехали в вечную ссылку, в пожизненную, или в многолетнюю каторгу. Но при всем при этом этот процесс был далеко не главным содержанием эпохи, главным её содержанием был разгром польского восстания. И Серно-Соловьевич, собственно говоря, и погиб в 1866 году, насколько я помню, во время восстания поляков на каторге. Он погиб ещё на стадии подготовки этого восстания. Все были расстреляны, зачинщики, а все-таки условия содержания поляков были смягчены.

Но главное содержание процесса и главное содержание процессов в 1860-х годах — это все тот же ресентимент, это все то же внутреннее сплочение страны за счет внешних вызовов. Это польское восстание, его разгром, объединение страны — в очередной раз — под личиной усмирения Варшавы и противостояния всей Европе, это опять тютчевское:

Гуманный внук воинственного деда,
Простите нам — наш симпатичный князь,
Что русского честим мы людоеда,
Мы, русские — Европы не спросясь…

Вот это самый гнусный ресентимент, которому Тютчев в огромной степени был подвержен. Понимаете, искрений консерватор, но что с того, что он искренний. Тогда Герцен признал свое поражение, признал свое одиночество, потому что Россию всегда можно отвлечь от освободительного движения очередным присоединением Крыма или покорением Варшавы. Ну вот тогда Варшава сыграла таким образом.

И называть это блестящей полицейской операцией? Понимаете… Ну вот в Россию проникали, действительно, в большом количестве, через книжную лавку Серно-Соловьевича и его коллег, всякого рода герценовские материалы. Что в этом, так сказать, страшного? Ну читали это все. И чем больше это читали, тем меньше этому верили, чем это было свободнее, тем это было, если угодно, победительнее в смысле европеизации страны. Страна просто, действительно, в какой-то момент становилась более открытой, и в ней бы уже не возник террор. А в результате 1870-1880-е годы прошли под знаком обоюдного террора, под знаком холодной гражданской войны, иногда не холодной. И Александр Второй был убит потому, что свернул свои реформы на полпути, а не потому, что их начал, как говорят многие.

Помните, издеваясь над этой точкой зрения, пишет Коржавин: «Шутка ль! Ради баловства самый добрый царь убит». Да не ради баловства, в том-то и дело: он убит именно потому, что поманил и бросил, что он начал и не закончил эти реформы. В результате рана загнила.

Потом, понимаете, насчет «блестящей политической операции» тут проблема ещё в том, что очень много было провокаций. Я не специалист, это надо было Юрия Давыдов, спрашивать об этом, но в огромной степени борьба с революцией, борьба с революционерами шла за счет провокаций. Сейчас есть такая точка зрения, что весь заговор, скажем, Петрашевского, был идеей провокации. Есть даже идея, что и декабристы — это результат правительственной провокации, и очень может быть, что это окажется когда-нибудь справедливым,— многое ведь до сих пор неизвестно.

В любом случае, мне кажется, что сколько бы вам не казались блестящими государственниками, талантливыми исследователями люди, которые громили вот это идейное, вольнолюбивое движение, русскую прессу; люди, которые закрывали «Современник», сажали Чернышевского, обыскивали Некрасова; люди, которые следили, провоцировали, помещали под негласный полицейский надзор,— они могли быть сколько угодно блестящими, но могилу российской империи выкопали они, и победившая впоследствии партия Константиновского дворца, и Победоносцев — главный идеолог реакции. Реакция убила Россию, а не революция. Потому что революция оказалась: а) поздней и б) убийственной, а не спасительной.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Кто ваш самый любимый персонаж в литературе? А кто, напротив, вызывает у вас отторжение? Могли бы вы назвать Передонова из романа Фёдора Сологуба «Мелкий бес» одним из самых неприятных персонажей в литературе?

Передонов – нет, наверное, знаете, какие-то люди, делающие сознательное зло. Передонов – мелкий бес. А вот такие персонажи вроде Мордаунта из «Трех мушкетеров». Но это инфантильный очень выбор.

Я боюсь, что тип человека, который я ненавижу (тот, кто высмеивает чужие слабости, злораден, ненавидит чужую слабость, не способен к умилению, а только к нанесению ударов по самому больному месту).

Я думаю, что у Юрия Вяземского в «Шуте» этот тип обозначен. Я с ужасом узнал от Юрия Павловича, что это автопортрет. Потому что Вяземский не такой. Но вообще говоря, шут – это тот герой, которого я ненавижу. Но в фильме Андрея Эшпая – это семейная картина, гениальный фильм абсолютно, мало кому…

Не могли бы вы назвать тройки своих любимых писателей и поэтов, как иностранных, так и отечественных?

Она меняется. Но из поэтов совершенно безусловные для меня величины – это Блок, Слепакова и Лосев. Где-то совсем рядом с ними Самойлов и Чухонцев. Наверное, где-то недалеко Окуджава и Слуцкий. Где-то очень близко. Но Окуджаву я рассматриваю как такое явление, для меня песни, стихи и проза образуют такой конгломерат нерасчленимый. Видите, семерку только могу назвать. Но в самом первом ряду люди, который я люблю кровной, нерасторжимой любовью. Блок, Слепакова и Лосев. Наверное, вот так.

Мне при первом знакомстве Кенжеев сказал: «Твоими любимыми поэтами должны быть Блок и Мандельштам». Насчет Блока – да, говорю, точно, не ошибся. А вот насчет Мандельштама – не знаю. При всем бесконечном…

Что вы скажете о концепциях трагической любви в повестях Ивана Тургенева, например, «Фауст», «Ася», «Первая любовь»?

Это разные очень вещи. Я подробно занимался «Фаустом». Тургенев был колоссально умен и уловил главный инвариант, главную сюжетную схему «Фауста»: герой выводит женщину из тюрьмы (или из молодости, из невинности, из любого замкнутого сообщества, как в «Фаусте» он ее, собственно, выводит из брака, в котором она никогда не любила, и она гибнет). Гибель женщины — это неизбежно, потому что если женщина полюбит Фауста (читай мастера, читай профессионала), она погибает, как Аксинья, как Маргарита, как Лолита. Во всех фаустианских текстах это участь героини. И там, в «Фаусте», эта схема отработана: она полюбила его, она впервые узнала чувства, и это чувство ее убило. Точно так же, как и Гретхен гибнет:…

Можно ли полагать, что Базаров из романа «Отцы и дети» Ивана Тургенева умирает нарочно, из-за измены своим принципам?

Да нет. Базаров умирает, потому что он не умеет жить с людьми. А жить с людьми надо уметь. Базаров, кстати, великолепный профессионал. Ему жить бы да жить. У него были бы в России прекрасные шансы. Он совершенно прав: в России надо быть врачом. Но он с людьми как-то жить не умеет.

И неправ Писарев — он умирает не из-за пореза пальца. Да и Писарев умер, собственно… У Самуила Ароновича Лурье была версия, что с ним случился кататонический приступ, и он просто не мог двигаться в воде. Но я не думаю. Мне кажется, что всё-таки кататонические приступы в воде во время купания маловероятны. Я бы скорее поверил в самоубийство. Но тут вообще всё странно с Писаревым. A с Базаровым — просто Тургеневу хотелось…

Не кажется ли вам, что у родившихся в 90-е, развитие гораздо ниже, чем у следующего поколения? Бывали ли в истории многочисленные поколения отцов? Есть ли литература, где эта тема поднимается?

У меня тоже такое ощущение. Да, я тоже это осознал, у них хорошее развитие. Проблема, понимаете, Дима, не в том, что они малочисленные. Демографическая яма ничего не объясняет сама по себе. Проблема в том, что они попали в историческую яму, в историческую паузу. Вот так было с Лермонтовым. И самая литературная тема — это «Герой нашего времени» и «Дума», да:

Потомок оскорбит язвительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Вот Тургенев, создатель жанра европейского романа,— Тургенев пытался в «Отцах и детях» доказать, что хватит уже этих насмешек горьких, что пора любить промотавшихся отцов, иначе мы никогда не выйдем из…

Насколько сложна духовная проблематика романа Ивана Тургенева «Дым»?

Духовная проблематика «Дыма» исключительно сложна! Я думаю, что это лучший роман Тургенева. И недаром Наталья Рязанцева, мой любимый сценарист, участвовала в его экранизации, писала его сценарий. Это действительно роман о том, что всё — дым, если нет каких-то базовых жизненных принципов. Дым — это всё, о чём говорит Потугин (классический пример, когда заветные авторские мысли отданы не главному и, пожалуй, даже не симпатичному персонажу). Всё — дым. Потому что настоящий выбор — это выбор Литвинова между Ириной и Татьяной, вот в чём всё дело. А остальное всё — действительно дым, дым и дым. Всё непрочно, всё зыбко, всё стоит на ложном, глубоко фальшивом фундаменте. Нет, «Дым» — очень серьёзный…

Можно ли сказать, что рассказы-триллеры у Людмилы Петрушевской — это продолжение Ивана Тургенева?

Нет, это, скорее, продолжение Гаршина через Леонида Андреева, это другая линия. Понимаете, Тургенев был благоуханный, гармоничный, душевно здоровый, очень тонкий, но здоровый, а Гаршин — это все-таки патология, причем действительно это человек без кожи. Я вот начитывал книжку Гаршина довольно большую, записывал аудиокнигу, и лекцию по нему читал, лишний раз подумав, что самое глубокая, самая незаживающая травма русской литературы после Пушкина и Лермонтова — это, конечно, Гаршин. Он был гений, но гений абсолютно больной. Вот у него очень интересно как-то была построена тема цветов, которая маниакально волнует и Петрушевскую. С одной стороны, цветок — это символ зла, а с другой, в «Сказке о…