Войти на БыковФМ через
Закрыть

Кто ваш самый любимый персонаж в литературе? А кто, напротив, вызывает у вас отторжение? Могли бы вы назвать Передонова из романа Фёдора Сологуба «Мелкий бес» одним из самых неприятных персонажей в литературе?

Дмитрий Быков
>100

Передонов – нет, наверное, знаете, какие-то люди, делающие сознательное зло. Передонов – мелкий бес. А вот такие персонажи вроде Мордаунта из «Трех мушкетеров». Но это инфантильный очень выбор.

Я боюсь, что тип человека, который я ненавижу (тот, кто высмеивает чужие слабости, злораден, ненавидит чужую слабость, не способен к умилению, а только к нанесению ударов по самому больному месту).

Я думаю, что у Юрия Вяземского в «Шуте» этот тип обозначен. Я с ужасом узнал от Юрия Павловича, что это автопортрет. Потому что Вяземский не такой. Но вообще говоря, шут – это тот герой, которого я ненавижу. Но в фильме Андрея Эшпая – это семейная картина, гениальный фильм абсолютно, мало кому известный сегодня, но когда-то меня глубоко перепахавший, как и повесть.

А вот человека, который любит ставить над другими эксперименты. Помните, как сказано у Грина: «Игрушка человека – самое желанное блюдо», как сказано в той же «Зеленой лампе». Вот это да, это я ненавижу. Наверное, ненавижу. Но кроме шута, я такого героя не помню. Мне самому придется его написать.

А самые любимые героини. Я в свое время был поражен тем, что самый любимый образ женский в литературе – это Анна Сергеевна Одинцова. Тургеневская женщина – это вам не тургеневская девушка, Ася, Зина,  несколько истерична, Отношение Тургенева к Елене в «Накануне» очень неоднозначное. Я бы не назвал его «любовью». Елена – это персонаж, в общем, такой сатирический. Да и Ася – тоже, в общем, с ее порывистостью просто очень мила.

Вот, наверное, мои любимые женские образы – это Одинцова и Клара Милич. Клара Милич – одна из моих детских мечт, что мне встретится такая. И я не прогоню ее, как идиот Аратов. Вообще, Аратов – очаровательный, конечно, тип, но это инфантилизм. Когда она к нему пришла, сказала: «Милостивый государь, чем обязаны», а он понес какую-то ерунду пошлую. Она стоит перед ним. Вы вроде ничего не поняли, но с горечью невероятной. Она описана так, там описан абсолютно мой идеал. Клара Милич даже чисто внешне соответствует моему представлению о женском идеале. Кстати говоря, в иллюстрациях к правдинскому шеститомному Бунину такая же Руся. За такой Русей я пошел бы на край света. Собственно, и пошел ведь. Но моя любимая женская героиня-  это все-таки Клара Милич, особенно когда она перед этим купчиком стоит так, перебирая пальцами по локтям, а потом шмяк ему по роже. Был бы мужчина, дал бы сдачи.

Из героев очень трудно. В принципе, мой любимый герой – это, вероятно, Демилле. Это главный герой «Потерянного дома». Именно лирический герой, лирическое «я». Не могу сказать, что его люблю, но он мне так близок. Особенно когда он идет и смотрит на эти окна, думая: «Чужак, сплошной чужак!». Вообще, у меня такое чувство, что «Потерянный дом» написал я. И эта книга полностью меня вмещает до сих пор. Покойный Вася Уткин, когда ее прочел, рассказал мне о сходном ощущении. Он говорил: «Я сидел в аэропорту, читал ее и плакал». Я стоял на тумбочке дневального в новогоднюю ночь, дочитывал ее и плакал. Новогодняя ночь 1988 года. Плачешь не от умиления, не от сантиментов, а оттого, что совпадаешь. Оттого, что блистательно выполнена работа, портретирование героя. Вот Житинский как-то сумел полностью остаться в книге.

В литературе очень мало героев, которые были бы обаятельны, потому что очень мало авторов, которые способны с такой полнотой и откровенностью себя перенести. Когда автор любуется собой, это всегда видно. Когда маленький и физически больной Арцыбашев пишет могутного, неотразимого и большого Санина, видно, что это автопортрет в идеальном образе. Арцыбашев вызывает у меня, скорее, умиление, нежели насмешку. Мы же любим похожее на нас. Герой, который был бы похож на меня и как-то повторял мои действия – это, наверное, есть у Капоте в «Луговой арфе». Вот эта Эллен, по-моему, ее зовут, с которой он живет? С которой он вместе уходит на дерево.

Или у того же Капоте рыжая девочка из «Других голосов, других комнат». Очень трудно найти героя, который был бы одновременно сильным и привлекательным. И героя с некоторыми шуточками, фразочками которого ты бы себя мог соотносить. Героя, которым ты и хотел  бы быть, и сознавал бы его уязвимость. В жизни такой персонаж – это Арестович. Но описать Арестовича очень трудно.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Не могли бы вы назвать тройки своих любимых писателей и поэтов, как иностранных, так и отечественных?

Она меняется. Но из поэтов совершенно безусловные для меня величины – это Блок, Слепакова и Лосев. Где-то совсем рядом с ними Самойлов и Чухонцев. Наверное, где-то недалеко Окуджава и Слуцкий. Где-то очень близко. Но Окуджаву я рассматриваю как такое явление, для меня песни, стихи и проза образуют такой конгломерат нерасчленимый. Видите, семерку только могу назвать. Но в самом первом ряду люди, который я люблю кровной, нерасторжимой любовью. Блок, Слепакова и Лосев. Наверное, вот так.

Мне при первом знакомстве Кенжеев сказал: «Твоими любимыми поэтами должны быть Блок и Мандельштам». Насчет Блока – да, говорю, точно, не ошибся. А вот насчет Мандельштама – не знаю. При всем бесконечном…

Что вы скажете о концепциях трагической любви в повестях Ивана Тургенева, например, «Фауст», «Ася», «Первая любовь»?

Это разные очень вещи. Я подробно занимался «Фаустом». Тургенев был колоссально умен и уловил главный инвариант, главную сюжетную схему «Фауста»: герой выводит женщину из тюрьмы (или из молодости, из невинности, из любого замкнутого сообщества, как в «Фаусте» он ее, собственно, выводит из брака, в котором она никогда не любила, и она гибнет). Гибель женщины — это неизбежно, потому что если женщина полюбит Фауста (читай мастера, читай профессионала), она погибает, как Аксинья, как Маргарита, как Лолита. Во всех фаустианских текстах это участь героини. И там, в «Фаусте», эта схема отработана: она полюбила его, она впервые узнала чувства, и это чувство ее убило. Точно так же, как и Гретхен гибнет:…

Можно ли полагать, что Базаров из романа «Отцы и дети» Ивана Тургенева умирает нарочно, из-за измены своим принципам?

Да нет. Базаров умирает, потому что он не умеет жить с людьми. А жить с людьми надо уметь. Базаров, кстати, великолепный профессионал. Ему жить бы да жить. У него были бы в России прекрасные шансы. Он совершенно прав: в России надо быть врачом. Но он с людьми как-то жить не умеет.

И неправ Писарев — он умирает не из-за пореза пальца. Да и Писарев умер, собственно… У Самуила Ароновича Лурье была версия, что с ним случился кататонический приступ, и он просто не мог двигаться в воде. Но я не думаю. Мне кажется, что всё-таки кататонические приступы в воде во время купания маловероятны. Я бы скорее поверил в самоубийство. Но тут вообще всё странно с Писаревым. A с Базаровым — просто Тургеневу хотелось…

Не кажется ли вам, что у родившихся в 90-е, развитие гораздо ниже, чем у следующего поколения? Бывали ли в истории многочисленные поколения отцов? Есть ли литература, где эта тема поднимается?

У меня тоже такое ощущение. Да, я тоже это осознал, у них хорошее развитие. Проблема, понимаете, Дима, не в том, что они малочисленные. Демографическая яма ничего не объясняет сама по себе. Проблема в том, что они попали в историческую яму, в историческую паузу. Вот так было с Лермонтовым. И самая литературная тема — это «Герой нашего времени» и «Дума», да:

Потомок оскорбит язвительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Вот Тургенев, создатель жанра европейского романа,— Тургенев пытался в «Отцах и детях» доказать, что хватит уже этих насмешек горьких, что пора любить промотавшихся отцов, иначе мы никогда не выйдем из…

Насколько сложна духовная проблематика романа Ивана Тургенева «Дым»?

Духовная проблематика «Дыма» исключительно сложна! Я думаю, что это лучший роман Тургенева. И недаром Наталья Рязанцева, мой любимый сценарист, участвовала в его экранизации, писала его сценарий. Это действительно роман о том, что всё — дым, если нет каких-то базовых жизненных принципов. Дым — это всё, о чём говорит Потугин (классический пример, когда заветные авторские мысли отданы не главному и, пожалуй, даже не симпатичному персонажу). Всё — дым. Потому что настоящий выбор — это выбор Литвинова между Ириной и Татьяной, вот в чём всё дело. А остальное всё — действительно дым, дым и дым. Всё непрочно, всё зыбко, всё стоит на ложном, глубоко фальшивом фундаменте. Нет, «Дым» — очень серьёзный…

Можно ли сказать, что рассказы-триллеры у Людмилы Петрушевской — это продолжение Ивана Тургенева?

Нет, это, скорее, продолжение Гаршина через Леонида Андреева, это другая линия. Понимаете, Тургенев был благоуханный, гармоничный, душевно здоровый, очень тонкий, но здоровый, а Гаршин — это все-таки патология, причем действительно это человек без кожи. Я вот начитывал книжку Гаршина довольно большую, записывал аудиокнигу, и лекцию по нему читал, лишний раз подумав, что самое глубокая, самая незаживающая травма русской литературы после Пушкина и Лермонтова — это, конечно, Гаршин. Он был гений, но гений абсолютно больной. Вот у него очень интересно как-то была построена тема цветов, которая маниакально волнует и Петрушевскую. С одной стороны, цветок — это символ зла, а с другой, в «Сказке о…