Войти на БыковФМ через
Закрыть
Лекция
Литература

Федор Тютчев

Дмитрий Быков
>500

Три аспекта хотелось бы мне выделить. Во-первых, поэзия Тютчева — это поэзия сановника. Человек с идеальной карьерой, высоко стоящий в иерархии, обладает всеми чертами сановниками: римским стоицизмом, презрением к жизни… Может быть, отсюда же и вот тайна его привлекательности для женщин. Его всегда любили именно красавицы именно потому, что понимали: у этого человека есть что-то, кроме личной жизни, кроме любви. Есть что-то более глубокое, чем его privacy, есть дело, которому он служит и которому он служит искренне. Тютчев — это консерватор больший, чем Николай Второй… чем Николай Первый. Он и критиковал Николая Первого справа:

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые,—
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

А потому что надо быть таким вот монахом убежденным. Я думаю, что Тютчев по своим убеждениям близок Леонтьеву Константину. И то, что это поэзия сановника, это предполагает сразу две её главные черты: крайний пессимизм макиавеллистический, такой пессимизм относительно человеческой природы, и отношение к жизни как к суете, к суетности. Римский взгляд. Вот то, о чем Кушнер сказал:

И на минуту, если не орлиный,
То римский взгляд на мир я уловил.

Одно из лучших его стихотворений по звуку, которое все проведено на звонких согласных. И вот этот римский взгляд есть у Тютчева. Он, пожалуй, в русской поэзии главный римлянин.

Вторая черта поэзии его — это поэзия по преимуществу ночная. Ночью мир свободен от суеты. Цвет этой поэзии черный. И понимаете, это на уровне образного мышления, на уровне поэтической колористики, лексики.

Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами.

И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Мне повезло, я в Крыму, тогда ещё для меня доступном, в Ялте в «Букинисте» купил академический… издательства «Academia» двухтомник Тютчева. И ночью, ночами крымскими, южными у моря я там это читал. И вот, я понимаю, что такое «мы плывем, пылающей бездной со всех сторон окружены». Буря за бурей…

Дума за думой, волна за волной —
Два проявления стихии одной.

Вот эта «дума за думой», этот ночной мир поэзии Тютчева, он ночной прежде всего потому, что ночью к нам подступает хаос.

И бездна нам обнажена
Своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!

Это человек, влюбленный в идею порядка и ненавидящий хаос, но чувствующий его поэтическую мощь. Жизнь этого человека окружена хаосом, и больше того, в нем самом этот звездный хаос, страшный хаос ночи. Это ночная история — роман с Денисьевой, потому что это… Она ночная не только потому, что трагическая, что это 14 лет гражданского брака, и её смерть от чахотки, и то, что он не мог дать ей статуса жены, то, что она была подругой его дочери, и то, что он считал себя виновником её смерти,— это все ночь, всё абсолютно черная история. И все эти стихи, они носят на себе страшную печать отчаяния. Вот этот жуткий колорит, страшный. Я думаю, что лучшие стихотворения о любви в русской литературе, ну если составлять десятку, уж два-то там точно будут тютчевских. «Вот бреду я вдоль большой дороги» — пронзительнейшее стихотворение, одно из немногих, в котором он позволил себе быть человеком. Пятистопный хорей — страшный размер. Он имеет такую семантику. Вспомните: «Выхожу один я на дорогу…» и «И вот бреду я вдоль большой дороги…» — это ведь явная референция, но их никто не вспоминает. Потому что Лермонтов бредет вдоль своей большой дороги, ночью, бредет в космос, бредёт в мир загробного счастья. А Тютчев бредет в ужас хаоса.

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Ангел мой, Друг мой милый, видишь ли меня?


Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня…
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Это вопль, понимаете? Невероятной силы стихотворение. И третья составляющая: единственное место, где ему видится хоть какая-то гармония, это природа. Но природа — тоже амбивалентное такое явление.

Природа — сфинкс, и тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней?

Вот, может быть, эта гармония — это гармония глупости, гармония безмыслия, может быть, это гармония пустоты. И, может быть, только человек со своей трагедией приносит в этот мир хоть какой-то смысл. Я не думаю, что имеет смысл рассматривать поэзию Тютчева как некое осмысленное цельное высказывание. Он, конечно, был политическим мыслителем (думаю, довольно плоским, это не так интересно). Но её надо рассматривать как вопль отчаяния и восторга, который человек, вечно закованный в дисциплину, ночью, во сне, позволяет себе, увидев эту звездную бездну. Вот Кант говорит: «Меня чаруют звездное небо надо мной и нравственный закон внутри меня». А Тютчева восхищает, ужасает, заставляет содрогаться звездный хаос вокруг него и в нем. Не порядок, а этот хаос, из которого и сделана вся его поэзия.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
В чем роль и миссия таких поэтов, как Плещеев, Полонский, Никитин — которые как бы ехали в 3-м вагоне после Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Фета?

Я бы первым среди них всё-таки назвал, конечно, Случевского как наиболее значительное явление — подчеркиваю, наиболее значительное явление — в поэзии конца века.

Понимаете, это тоже вопрос довольно непростой. Потому что в это время существовал Иннокентий Анненский — поэт, безусловно, гениальный, из которого вышла вся русская поэзия XX столетия. В нем есть всё. Как говорила Ахматова, «в нем есть даже Хлебников», цитируя некоторые его почти заумные стихи. Был Фофанов, был Надсон, был упомянутый Случевский, был поздний Фет. Были большие поэты — безусловно, большие — которым эта сугубо прозаическая, зловонная, страшно пошлая эпоха не дала развернуться и осуществится.

О…

Есть ли двойник у Александра Кушнера? Кушнер — транслятор или ритор?

Кушнер — безусловный ритор, очень высокого класса. Когда я был в Питере у него в гостях и лишний раз поразился и высочайшему классу его новых стихов, и высочайшему его человеческому качеству. Ни с кем мне так интересно не бывает разговаривать за последнее время — кроме самых близких людей,— как с ним. И конечно, ближе всего ему Тютчев по темпераменту. Это не моя мысль, это мысль Никиты Елисеева, но я с ней совершенно солидарен. Кушнер — это Тютчев, проживший чуть подольше: и та же трагическая любовь, как поединок роковой, и то же ощущение трагедийности мира при общем культе благополучия, при вере в то, что человек должен быть счастлив, даже обязан быть счастлив, и все равно жизнь — это трагедия, «обычный…

Что вы думаете о поэзии Федора Тютчева? Не могли бы вы рассказать о его манере с мажора впадать в красивейший минор?

Илья, спасибо, я люблю очень ваши вопросы. Я не думаю, что это можно так назвать, хотя вы довольно точно охарактеризовали тютчевский приём или, вернее, вот этот слом интонации, который часто есть. Дело в том, что у Тютчева вообще очень мало мажора, и если он есть, то прежде всего в таких стихах пейзажного порядка:

Какое лето, что за лето!
Ведь это прямо колдовство —
Но как, скажи, далось нам это
Так ни с того и ни с сего?

А вообще-то, его мажор и минор — это суть две стороны одного отношения к внешнему миру. Для Тютчева человеческая жизнь окружена смертью везде, на каждом шагу: «Как океан объемлет шар земной»…

И бездна нам обнажена
Со своими…

Почему именно к 1837 году Михаил Лермонтов мгновенно стал известен, ведь до этого было десять лет творчества, и на смерть Пушкина писали стихи многие?

Во-первых, не так уж много. Вообще, «много стихов» для России 30-х годов — это весьма относительное понятие. Много их сейчас, когда в интернете каждый получил слово. А во-вторых, я не думаю, что Лермонтов взлетел к известности тогда. Скандал случился, дознание случилось, а настоящая, конечно, слава пришла только после романа «Герой нашего времени», после 1840 года. Поэзия Лермонтова была оценена, страшно сказать, только в двадцатом веке, когда Георгий Адамович написал: «Для нас, сегодняшних, Лермонтов ближе Пушкина». Не выше, но ближе. Мне кажется, что Лермонтов до такой степени опередил развитие русской поэзии, что только Блок, только символисты как-то начали его…

Правильно ли понял Пришвин роман Гоголя «Старосветские помещики», сказав, что это книга о «истинной, прочной, настоящей любови, которая держится привычкой»?

Нет, не правильно. Я вообще Пришвина очень люблю, в особености дневниковую его прозу, ну и «Кладовую солнца» — само собой. Но я не отношусь к его теоретическим, литературоведческим и вообще внеприродным наблюдениям с достаточной серьёзностью. У него — при всей моей любви к нему — господствует такое мировоззрение несколько зайцевское, несколько шмелёвское; он писатель скорее, конечно, этого ряда и этой категории. Не вполне, мне кажется, он всё-таки понимает мятущуюся, неспокойную и крайне тёмную, крайне запутанную душу Гоголя. Он человек уюта, человек обихода. Действительно, ему и природа — дом родной. И религия его — она такая несколько пантеистическая, скорее языческая, довольно уютная. В…