Войти на БыковФМ через
Закрыть

Справедлива ли мысль Стефана Цвейга о том, что Зигмунд Фрейд разрушает фальшивые иллюзии, но не показывает, как человеку жить, ни во что не веря?

Дмитрий Быков
>250

Мне кажется, что Цвейг несколько преувеличил деструктивную силу фрейдовской философии, фрейдовского метода, потому что, мне кажется, более точно высказался о нем Павлов, сказав, что Фрейд мог бы стать основателем новой религии. Действительно, я бы не сказал, что Фрейд уж так разрушает все иллюзии и ничего не дает взамен. Он основал, в сущности, новую религию — религию психоанализа, которая собрала большое количество адептов в мире, в том числе и в Советском Союзе в 20-е годы, об этом у Александра Эткинда подробно. Так что у Фрейда была, пожалуй, своя религия, он же действительно классический модернист, он верит в абсолютную силу, в непоколебимость рефлексирующего, анализирующего рацио, верит в собственный разум, верит в аналитические способности человека, который с помощью самоанализа победить устойчивые, вредные связи в собственном мозгу. Зощенко попытался это сделать вполне по Фрейду, только имени Фрейда не называя; попытался в «Перед восходом солнца» эти вредные, как ему казалось, порочные связи уничтожить. Правда, ни здоровым, ни жизнерадостным человеком это его не сделало, а само появление книги привело к последствиям воистину катастрофическим для него, хотя уж он-то ни в чем не был виноват. «Пока советский народ сражался на фронтах, Зощенко позволил себе написать такую омерзительную вещь, как «Перед восходом солнца»,— это постановление о «Звезде» и «Ленинграде», цитирую на память, такое врезается. Но, собственно говоря, вины Зощенко ни в чем не было кроме того, что он попытался Фрейда приложить к собственным фобиям и воспоминаниям, а такое освобождение от духовного рабства даром тогда не проходило, даже если это было освобождение от рабства собственных ошибочных представлений. Так что, конечно, Фрейд чрезвычайно много дал, в том числе и культуре, и чрезвычайно сильно на нее повлиял.

Другое дело, что, может быть, Цвейг не желал подвергаться такому психоанализу, а Набоков уж тем более. Он вообще был принципиальным врагом «венского шамана», как он Фрейда называл, и отзывался о нем, как правило, издевательски. Но это не означает, что Фрейд бесполезен для культуры. Он дал культуре чрезвычайно много.

Лекция об Анатолии Гребневе… Понимаете, Андрей, Гребнев был великолепным сценаристом, и, кстати, его книга «Записки последнего сценариста» — это очень интересная мемуарная проза. Я уж не говорю о таких сценариях, как «Прохиндеада», или о его сотрудничестве с Райзманом. Или о его поздних работах — таких, как «Время желаний», насколько я помню. Хотя здесь я могу и ошибаться, но, по-моему, все поздние вещи Райзмана писал он. Мне-то интереснее гораздо сын Гребнева — Александр Миндадзе, который взял фамилию матери, чтобы не унаследовать славу отца и пробиваться самостоятельно. И Миндадзе, и Гремина — собственно, брат с сестрой — внесли в драматургию существенный вклад.

Вот, кстати, о Миндадзе я бы поговорил с огромным удовольствием, тем более что у него приближается семидесятилетие, в которое так трудно поверить. И он мне прислал сегодня, дай бог ему здоровья, трейлер «Паркета» — картины, которую он только что доснял, а сейчас монтирует. То, что я увидел, меня абсолютно потрясло. У него все картины не похожи одна на другую. Когда-то для меня абсолютным шоком был «Милый Ханс, дорогой Петр» — картина просто вопиюще странная, вообще ни на что не похожая. До этого я также странно смотрел «Отрыв», также странно «В субботу»,— совершенно ни на что не похожее кино. И вот, судя по тем трем минутам, что я посмотрел из «Паркета»,— это тоже совершенно новый стиль, опять он прыгнул куда-то, в совершенно новое пространство. Вот о Миндадзе я готов поговорить, это очень сильный и глубокий художник, который и сценаристом остается первоклассным, и стал за последние десять лет одним из самых стабильно работающих и стабильно удивляющих режиссеров. Я думаю, мода на его кинематограф ещё впереди. Подумаю, может быть, о нем.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Знакомы ли вы с творчеством Александра Эткинда? Какие его книги вы любите больше всего?

Что значит «знаком»? Я знаком с Эткиндом лично очень хорошо, я с Эткиндом – что для меня величайшее достижение – на «ты». Знаком ли я с его творчеством? Я читал все, что он написал, кроме, может быть, каких-то юношеских работ, эскизов, и так далее. Все большие книги Эткинда, начиная с «Эрота и Психеи» и заканчивая «Russia against modernity», были для меня огромными событиями моей внутренней жизни. Я считаю, что Эткинд – не только великий ученый, это революционер в науке, создатель концепций. И все критики, которые предъявляют ему фактологические или иные претензии, просто не понимают масштаба этой личности. Мы по Эткинду уже сейчас изучаем колонизацию внутреннюю, историю ее противостояния модерну…

Почему в письме Роллану Цвейг пишет о том, что Толстой побаивался Горького, робел перед этим язычником?

У меня есть ощущение, что было наоборот. У меня есть ощущение, что Горький побаивался Толстого, относился к нему по-сыновнему, без достаточных оснований просто потому, что Толстой не расценивал его никак — никак сына, никак младшего единомышленника. Напротив, он относился к нему уже после первых его успехов весьма ревниво и настороженно. Но тем не менее у Горького есть открытым текстов в воспоминаниях о Толстом: «Не сирота я на земле, пока есть этот человек». Так что отношение его к Толстому было почтительным, восторженным, но и отчасти недоверчивым. Конечно, потому что он говорит: «Не надо ему этим хвастаться», когда Толстой говорит: «Я лучше вас знаю мужика». Не…

С чем связано появление в 19 веке явления — проклятый поэт?

Проклятые поэты, poètes maudits — это такие люди, как Верлен, Малларме, Рембо, Тристан Корбьер. Думаю, что практически все русские символисты причисляли себя к ним — и не только такие маргиналы, как Тиняков, но и вообще все адепты жизнетворчества. Я думаю, даже Брюсов с его культом труда, потому что он поэт русского садомазохизма,— поэт такого саморазрушения.

Видите ли, в чём дело? Почему они называют себя проклятыми? Дело в том, что нам всем, мне кажется, надо несколько пересмотреть своё отношение к модерну. Модерн — это ведь… Ну, собственно, я рекомендую всем книгу Таубера «Реквием по эго», где рассмотрена моральная составляющая модерна, его этика. Трудно о ней говорить, но можно. Так…

Что такое модерн? Верно ли, что любая прогрессивная идея — модерн? Можно ли тогда считать Платона модернистом?

Понимаете, Сократ был, конечно, модернистом для своего времени. У каждой эпохи есть свой модерн, и, если говорить о том, что я имею в виду под модерном, то я имею в виду, конечно, эпоху начала XX века, которая характеризуется совершенно конкретными чертами: в первую очередь, идеями моральной ответственности, идеями материалистическими в основе своей, идеями совершенно материального подхода к психологии, к биологической эволюции, к экономике. Маркс, Фрейд, Ницше и, в огромной степени, конечно, Дарвин,— вот четыре кита модерна.

Ницше, кстати, тоже вполне рационален в своей антицерковности. Он выступает за независимого человека, человека без предрассудков, человека…