Надо вообще задаться вопросом, а что такое саламандры у Чапека. Все привыкли считать, что это антифашистский роман. А он, вообще-то говоря, антифашистский в довольно странном, общем смысле. В том смысле, что он защищает гуманистические концепции личности. «Война с саламандрами» — это роман, который вписывается в ту же парадигму, в которой написано «Собачье сердце», «Остров доктора Моро», «День гнева» Гансовского или «Человек-амфибия». Или «Разумное животное» Мерля; кстати, к «Разумному животному» и ко «Дню дельфина» эта история ближе всего. Какая грань между человеком и животным? Саламандры умеют делать все, что делают люди, и их используют одно время как рабов, и в результате они заменяют людей, потому что… «Бунт машин» сюда же, кстати,— «R.U.R.» чапековский, переделанный Алексеем Толстым довольно изобретательно. Это не полный плагиат, это такая остроумная переделка. Мне представляется, что как раз — было же целое дело против Толстого о плагиате — это тема, в какой степени машина или животное способно заменить человека и что, собственно, в человеке есть такое удивительное. Вот Лем в «Дознании» пишет, что как раз это ошибка, это способность совершать ошибки, которые иногда бывают спасительными, потому что по логике все должно закончиться страшно, а вот ошибка способна спасти. Почему саламандра — не человек и почему замена человека на саламандру приводит в конечном итоге к фашизму. От чего в себе отказывается человек, чтобы получился фашизм?
Литература
Почему саламандры у Карела Чапека в романе «Война с саламандрами» становятся тотальными агрессорами?
Дмитрий Быков
>100
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев