Понимаете, я больше всего ценю Чапека не за его блестящую действительно драматургию, из которой выше всего ставлю «Средство Макропулоса». Ну и «R.U.R.» — замечательная вещь, переделенная Толстым как «Бунт машин». И замечательная вещь — «Мать», очень сильная пьеса. И очень мне в детстве нравилась «Белая болезнь». Вообще Чапек был одним из моих любимых писателей. Но больше всего я люблю так называемую «Философскую трилогию»: «Кракатит», «Гордуба́л», «Метеор». Не уверен — «Гордуба́л» или «Горду́бал». По-моему, «Гордуба́л». «Метеор», из которого получился и «Английский пациент», который сам в свою очередь получился из рассказа Горького «О тараканах». Попытка реконструировать личность анонимного человека, умершего, непонятного. Нет, «Метеор» — гениальная повесть. «Кракатит» — такой роман-фельетон, казавшийся мне безумно интересным, безумно увлекательным в детстве.
Вообще я Чапека очень любил. И я считаю, что Чапек — недооцененный гений. Все заслонил роман «Война с саламандрами» — роман очень неоднозначный, интерпретировать его можно по-разному. И мне кажется, мы до сих пор не вполне понимаем, что означает чапековская саламандра, и не вполне понимаем, что является объектом сатиры. Роман, безусловно, антифашистский. Но в чем там фашизм? А так, по-моему, это великий писатель, действительно один из главных в Европе 20–30-х годов. Повезло ему очень умереть, не дожив до оккупации, не дожив до начала Второй мировой.