Войти на БыковФМ через
Закрыть
Лекция
Литература

«Война с саламандрами», Карел Чапек

Дмитрий Быков
>100

Есть порядка тридцати в XX веке великих текстов о превращении человека в животное и обратно. Это и «Цветы для Элджернона» Киза, это и «Война с саламандрами», это и «Скотный двор» Оруэлла, это и «Собачье сердце», которое является своего рода версией «Острова доктора Моро» — антиутопии ещё более кошмарной. Это и «Остров пингвинов» Франса, и «День гнева» Севера Гансовского, это и, разумеется, «Война с саламандрами». В чем история? Капитан ван Тох случайно обнаруживает маленькое, полутораметровое существо, которое очень ловко вскрывает жемчужные раковины. Потом оказывается, что саламандры очень легко выучивают человеческий язык, могут попросить «но-аж», что они мыслят, что у них есть социальная организация, что саламандры этого вымершего вида, в свою очередь, подразделяются на рабочих лошадок, на правителей (политиков, условно говоря), на воинов. И дальше выясняется, что саламандры, научившись за людей делать все, получив от них орудие труда, постепенно начинают их вытеснять. Отнимать у них сначала прибрежные земли, потом затапливать целые материки, первой жертвой саламандр оказывается Англия, потому что это островное государство. А дальше главный герой с облегчением думает, что Чехия так далеко от моря, и вдруг во Влтаве видит голову саламандры. И понимает, что саламандры заполонили мир, но спасти мир может одно: если западные саламандры пойдут войной на восточных и в процессе этого уничтожат мир. Уничтожат друг друга, точнее, а мир тем самым спасется.

В чем заключается пророчество Чапека и его мысль? Можно, конечно, сказать, что в образе саламандр выведены фашисты. Но тогда приходится отвечать: а в чем же саламандры виноваты? Ведь сначала люди сами превратили их в рабов, поработили, дали им оружие, а потом были ими вытеснены именно потому, что саламандры выносливее, в каком-то смысле адаптивнее, солидарнее, безусловно, потому что они могут устроить землетрясение. Мне кажется, что метафора там совсем другая. И эта метафора — основной сюжетообразующий блок, основная фабула XX века. Дело в том, что основной сюжет XX века заключается в том, что историю начинают творить массы. Не одиночки вроде Наполеона, а массы, которые требуют другого стиля управления, которые сами, как у саламандр, начинают выбирать себе вождей, которые нуждаются в вождях, а не в какой-нибудь аристократии или монархии, которые нуждаются в массовой культуре. Это появление масса на арене истории приводит к совершенно другим требованиям, к совершенно другой морали. Пока они саламандры — они очень милые ребята. Пока они Шарики — они прекрасные псы. Но как только их наделили правами и сделали Шариковыми, как только их наделили правами и сделали саламандрами, сделали равными соучастниками истории — мир скорректировался, появились другие требования. Потребовалась другая мораль, мораль массовая.

И пока из этих саламандр, из этой среды, из этих Шариковых выделятся новые аристократы, как к тому все время призывает писатель Александр Мелихов — главный наш сегодня вождь и теоретик аристократизма, за что я его очень уважаю,— пока этого не произойдет, придется отказаться и от традиционной культуры, и от традиционной морали. Да, приходится признать, что миром стали править саламандры, но это неизбежно, потому что, к сожалению, аристократии сходят с исторической сцены. К сожалению, сегодня мир может быть только массовым, и управляться может он только массово. И новые технологии демократические приходят на смену аристократическим. Демократия, к сожалению, и об этом справедливо говорят очень многие, не исключает вождизма, она чревата вождизмом. ещё у Синклера Льюиса, насколько я помню, в романе «У нас это невозможно» как раз доказывается такая идея, что проголосовать за фашизм демократическим путем — это милое дело. Разговоры о том, что демократия исключает вождистскую систему после 1933 года, извините, недействительны. Поэтому XX век ответил на прямой вопрос: как только массы начинают участвовать в истории, целые социумы обязаны пройти через детскую болезнь фашизма и заражаться ею будут и самые упертые демократии — такие, как Америка.

Одна надежда — у Чапека она понятна,— что западные саламандры пойдут войной на восточный и самоуничтожатся. Но надеяться на это мог наивный европеец. Дело в том, что случилось иначе. Условно говоря, два тоталитарных общества действительно пошли войной, одно из них победило, достигло нового уровня сложности и не выдержало этого нового уровня сложности. Вот в этом-то и катастрофа. Оно опять взорвало себя изнутри.

Ведь что такое саламандра? Это не фашист, это необязательно рабочая лошадка. Это просто человек толпы, человек массы, если угодно, новая эволюционная ступень. Я понимаю, как рискованно то, что я говорю, но я ведь излагаю роман Чапека. Проблема в том, что саламандры поумнеют рано или поздно, что саламандры перерастут свое массовое состояние. Вопрос в том, не вытеснят ли они людей? Потому что они меньше боятся работы, потому что они менее прихотливы, потому что они более адаптивны. Сегодня то, что происходит с беженцами, то, что Восток хлынул на Запад,— это та же самая проблема. Это та же самая война с саламандрами, ведь саламандры использовались как гастарбайтеры с самого начала. И вот разговоры о том «а не хлынут ли на нас восточные орды?»… Нет, восточные орды на нас, конечно, хлынут, дальше они начнут умнеть и вырождаться и будут смыты чем-то новым. Не есть ли это главный сюжет в истории человечества? Не есть ли это главный архетип в человеческой истории, который проследил Чапек?

Другое дело, что для таких периодов, как нашествие саламандр, как раз и характерны периоды, о которых я все время говорю: периоды тотальных гражданских войн и разделение человечества на малое стадо и большое сообщество. Спасение у малого стада только одно — сделаться невидимыми для большинства. Поэтому саламандры пусть эволюционируют своим путем, а мы должны пережить свой эволюционный скачок. Иначе они нас вытеснят. Такова мораль Чапека, другой нам не дано.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Как вы относитесь к последней части философского цикла Чапека «Обыкновенная жизнь»? Рады ли вы, что все не кончается на «Метеоре»?

Я-то как раз думаю, что все кончается на «Метеоре». Мне кажется, что «Обыкновенная жизнь» — отдельная книга, которая в философскую трилогию не входит и которая вообще про другое. А как раз вот на относительности всякой личности и всякой биографии ставится точка в «Метеоре» и роман становится началом огромного цикла текстов об утрате идентичности, включая «Английского пациента» и много чего. Мне кажется, что «Обыкновенная жизнь», хотя это и прелестная книга, очень чапековская, очень насмешливая, но все-таки она, будучи пародией на жизнеописание композитора, во многом предваряет Томаса Манна с его «Доктором Фаустусом». Это интересная была бы тема, вот бы кто с этой стороны взглянул. Но по…

Каково ваше мнение о творчестве Карела Чапека? Что думаете о пьесе «R.U.R.»?

Понимаете, я больше всего ценю Чапека не за его блестящую действительно драматургию, из которой выше всего ставлю «Средство Макропулоса». Ну и «R.U.R.» — замечательная вещь, переделенная Толстым как «Бунт машин». И замечательная вещь — «Мать», очень сильная пьеса. И очень мне в детстве нравилась «Белая болезнь». Вообще Чапек был одним из моих любимых писателей. Но больше всего я люблю так называемую «Философскую трилогию»: «Кракатит», «Гордуба́л», «Метеор». Не уверен — «Гордуба́л» или «Горду́бал». По-моему, «Гордуба́л». «Метеор», из которого получился и «Английский пациент», который сам в свою очередь получился из рассказа Горького «О тараканах». Попытка реконструировать личность…

Можно ли говорить о том, что тема «люди или животные» является одной из главных в мировой литературе?

Да, безусловно, превращение животного в человека у Шварца, у Шарикова, у Уэллса и других, и человека в животное (Кафка, Ионеско, Беляев),— в чем тут проблему? Проблема в том, к сожалению, что расчеловечивание — это не всегда плохо. Иногда, в некоторых коллизиях, как у Житинского во «Внуке доктора Борменталя» так получается, что собака оказывается лучше людей. Отсюда же, кстати, зощенковское «Приключение обезьяны».

Понимаете, «Приключение обезьяны» — это рассказ, который вызвал такие громы небесные на его голову не просто так. Дело в том, что животное, ужаснувшись попаданию в мир людей, напоминает о главном: оно напоминает, что практики новой власти были, к сожалению, все-таки…

Что вы думаете об Олафе Стэплдоне? Справедливо ли утверждение, что этот последовательный материалист всю жизнь пытался написать своеобразный Сверхновый Завет?

Стэплдон, во-первых, всё-таки был не совсем материалистом. Он считал себя сторонником теории эволюции, но подходил к этой теории, прямо скажем, абсолютно безумным образом. Стэплдон — это такой довольный видный британский мыслитель и романист, которого ставили рядом с Уэллсом. Уэллс его очень высоко оценил. Но так случилось, что действительно массовая культура его никогда не принимала.

Я никогда не читал (хотя я знаю, про что там — то есть я пролиставал) его наиболее известных романов. Вот эта книжка «Последние и первые люди», «Last and First Men» — там человек, живущий на Нептуне, принадлежащий к 18-му поколению человеческой цивилизации, рассказывает судьбу этих поколений. Это очень…

Ответил ли Уэллс в романе «Остров доктора Моро» на вопрос, чем человек принципиально отличается от животного? Как бы на него ответили вы?

Моро и сам Уэллс рассматривают этот вопрос скорее как метафору в социальном плане: возможен ли перевод человека из одного класса в другой, из одного разряда в другой. Каким образом может осуществляться эволюция человека. Либо как с человеком-пумой — за счет страданий, за счет чудовищных испытаний, насилия, пыток. Либо за счет закона: дать животному закон, и оно станет человеком.

Уэллс скорее приходил к выводу о том, что этот барьер непреодолим. Знаете, как говорил Шефнер, негативная мудрость — тоже мудрость. Да, превратить человека в животное можно, хотя трудно, а превратить животные в человека нельзя. Это нужен эволюционной скачок. Во всяком случае, этого не могут сделать люди, потому…

Если бы Шариков из романа «Собачье сердце» Булгакова дорос до управления государством, получилось бы превратить его обратно в животное?

Проблема в том, что Шариков, доросший до управления государством, сам превращается обратно в животное… Потому что, понимаете, Булгаков, исследуя архетип, исследуя эту тему превращения животного в человека и человека в животного, упустил один важный момент, «джекилхайдовский» момент, который довольно точно понял Стивенсон: частые превращения по линии Джекил-Хайд приводят к тому, что этот процесс становится а) необратимым б) неуправляемым. Один раз выпустив Хайда, вы перестаете его контролировать. 

Так и здесь: сделав из Шарика Шарикова, сделав из доброго и глупого пса довольно страшного пролетария, вы, во-первых, не можете этот процесс сделать вечным, потому что он…