Я бы не сказал, что герой-хамелеон. Я бы сказал, что герой-провокатор, потому что… Ну, что Зелиг? Зелиг просто многолик. И вообще автор, меняющий личины и даже пересаживающийся из одного человека в другого,— эта метафора замечательно, кстати, реализована у Синявского в романе «Кошкин дом». Там есть такой Колдун, его ловит сыщик Донат Егорович, названный так в честь отца и сына, который пытается его ущучить, уличить тот момент, когда этот человек встраивается в чужую душу, в чужую психику, ну, перепрыгивает из одного в другое. Это даже я бы не сказал, что хамелеонство. Это именно такая смена личин как пружина сюжета.
А вот герой-провокатор, герой, который и нашим, и вашим, и поднимается и над теми, и над другими, потому что умеет быть и таким, и сяким — ну, типа Азефа, Гапона, Малиновского,— это очень модный герой в русской литературе, особенно, конечно, у Леонида Андреева в рассказе «Тьма». Думаю, что и довольно распространенный этот тип у Савинкова. Вообще тип провокатора… У Горького в «Караморе». Потому что, понимаете, он просто с одинаковой легкостью работает и на охранку, и на революцию. Ну, «Глухая пора листопада» Давыдова. Вообще провокатор — это очень распространенный русский тип. И не зря называет Хулио Хуренито себя Великим провокатором. ещё потом вырос Великий комбинатор. Почему? Потому что и охранка, и революционеры — как правило, очень плоские люди, и в плане жестокости они друг друга стоят. А этот — он как-то над ними.