Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Что вы думаете о произведении Леонида Андреева «Рассказ о семи повешенных»? Какое первое впечатление уставил у вас рассказ?

Дмитрий Быков
>100

Ну, первое впечатление было чудовищным, мне было девять лет. И мне показалось, что это… Ну, знаете, когда я дошел до запаха бензина от сюртучка, который чистит отец перед свиданием с Сергеем,— ну, тут уж, конечно, я просто ревел не ревел, но я под очень сильным был впечатлением.

Тут видите какая штука? Относительно Андреева. Известно высказывание Льва Толстого, который сказал: «Я — я!— не рискнул бы писать о последних минутах приговоренных, а он себе позволяет». Действительно, в этом тексте при всей его силе есть и некоторая плоскость, некоторая ходульность. Когда человек заглядывает за грань жизни, он видит там нечто иррациональное. А вот этот текст Андреева, пожалуй, слишком рационален. Это простая экстраполяция мысли о смерти, то есть герои там вы иррациональное состояние не переходят. Вот Светлогуб у Толстого в «Божеском и человеческом» переходит в это состояние, он может спросить у палача: «И не жалко тебе меня?» Вот это невероятное прозрение. А у Андреева они, в общем, остаются теми же людьми, кроме Янсона, который до такой степени загипнотизирован страхом, что это такая уже вялая ватная кукла, страшная. Довольно жуткое произведение, при этом произведение не самого высокого разбора.

Понимаете, Андреев выигрывал, соприкасаясь с сильными чужими текстами. Он автор… не могу сказать, что вторичный. Ну, как бывают заводы вторичного виноделия, которые имеют дело с уже осуществившимся брожением, которые не сами производят вот это первое вино, первый купаж, а его берут, получают и потом смешивают. Вот Андреев — это тот самый случай, когда он подзаряжается от чужих первоисточников. «Иуда Искариот» написан на основании шведской модернистской поэмы (сейчас автора не вспомню). «Елеазар» — гениальной рассказ, но сделан из истории воскрешения Лазаря, из апокрифов.

Андреев, когда он описывает, так сказать, реальность первого порядка, он все-таки очень примитивен… не скажу, что примитивен, но слишком рационален. В таких вещах, как «Мои записки», скажем, или «Мысль», или «Тьма», в таких вещах он немножко, понимаете, отдает масскультом. И «Рассказ о семи повешенных» — при всей силе, такой несколько плакатной силе этого текста — это все-таки произведение массовой культуры, произведение, сделанное по довольно банальным лекалам.

А вот когда он подсоединяется к мощному источнику чужой фантазии или когда он пародирует, или когда он дописывает и делает, наоборот, страшнее — вот там он гений. Я все равно считаю Андреева гением, но я считаю, что его талант, его гений реализуется прежде всего в сфере драматургической. Вот в театре с его такой несколько плакатной и гротескной эстетикой — там, где надо писать такой широкой кистью, что она уже, по словам Корнея Чуковского, напоминает помело,— вот там он действительно малюет гениально. А в изображении тончайших движений человеческой души он, к сожалению, очень часто скатывается в банальность.

При этом то, что пафос «Рассказа о семи повешенных», отвратительность и бессмысленность смертной казни — с этим нельзя согласиться, потому что это рассказ не против смертной казни, хотя это как бы его прикладной смысл. Ну, это все равно, что варить суп на молнии. Точно так же… Понимаете, вот главное произведение против смертной казни — это очерк Короленко «Бытовое явление», такой как бы документальный роман, документальная повесть. Но они выходят оба на более серьезную проблему, на более серьезный вопрос: а жизнь имеет какой-то смысл, если есть смерть? Где найти источник смысла, если, как вы совершенно правильно пишете, раз!— и все исчезает? Андреев не дает ответа на этот вопрос.

Горький, прочитав «Рассказ о семи повешенных», был взбешен, он говорит: «Ну что это за революционеры, которые перед смертью не думают о бессмертии своего дела?» Большинство революционеров думали об этом и в этом находили источник сил. Ну, достаточно перечитать записки приговоренного террориста Авеля или воспоминания Савинкова (настоящие воспоминания, а не «Конь блед»). Достаточно перечитать предсмертные письма большинства эсеров-террористов. Они не врут, когда говорят об исполненном долге, о чувстве радости и облегчения, о счастье служить и растворятся в деле этого служения. Это все далеко не ложь.

Но для Андреева смерть уничтожает все, превращает мир в тотальную бессмыслицу. Если бы был смысл, если бы был ответ, Андреев бы дал его. Но ужас в том, что он его не находит. И именно поэтому «Рассказ о семи повешенных», с одной стороны, оставляет такой сильное и страшное впечатление, а с другой — все-таки не удовлетворяет читателя, все-таки не дает удовлетворения его вопрошанию, его негодованию.

И наверное, Андреев для себя никогда не разрешил вопрос о том, что можно противопоставить смерти. Ну, это и понятно. Андреев — такой человек биполярный, с очень выраженным биполярным расстройством. Все мемуары о нем говорят, что у него периоды бурной активности, когда он мог большую повесть написать запоем ночами за три дня, сменялись периодами апатии, обвисших, как плети, рук, полным непониманием, что делать, как, зачем жить. Он был совершенно, конечно, подрублен смертью первой жены Велигорской Александры, которая его понимала как никто. И именно жизнь Даниила Андреева трагически так началась — со смерти матери от родов. И безумно жалко Шуру, маму Шуру, Велигорскую. Она Андреева любила, и он с ней как-то вот успокаивался.

Боюсь я, что Андреев — это безответные вопросы, это дыра, уводящая в ничто. Гениальное художественное явление, но тем не менее художественное явление, которое так и осталась на уровне первых своих замечательных текстов. Дальше «Молчания» он не пошел, он за этим молчанием мира ничего не расслышал. Это не значит, что он плох или виноват. Это такое устройство души.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Не могли бы вы рассказать о драматургии Владимира Маяковского?

Драматургию Маяковского часто ставят поверхностно и глупо. Видите, для того чтобы ставить ее, как Мейерхольд, удачно,— и то не все получалось, надо знать её корни. А корни её символистские. Очень редко, к сожалению, высказывалась мысль, а доказательно и полно она вообще развита 1-2 раза, в том, что корни драматургии Маяковского — это, конечно, Леонид Андреев. Преимущество Маяковского, довольно серьезное, было в том, что он был человеком к культуре довольно свежим. Он прекрасно знал живопись и очень хорошо воспринимал всякого рода визуальную культуру. Брака, Пикассо понимал хорошо, Леже, Сикейроса, конечно. Но он, мне кажется, совершенно не понимал большую прозу. И думаю, что не читал…

Почему Леонид Андреев в своем юношеском дневнике высказал пожелание: «Я хочу быть апостолом самоуничтожения»?

Вот здесь, понимаете, мне кажется, мы несколько узко и слишком негативно пониманием самоуничтожение. Для модерна несколько вещей естественны, которые мы можем перечислить: искусство шагает на улицы и становится участником жизни, искусство перерастает в жизнетворчество; разум контролирует чувства; идея прогресса и просвещения всегда на первом месте. И конечно, ценность человеческой жизни для модерниста ничтожна, потому что для модерниста он сам — один из главных инструментов изучения мира.

Вот я писал для одного журнала исторического статью о том, что действительно женщины Голливуда, периода голливудской славы, были, как правило, очень несчастны в личной жизни — все в…

Что вы можете сказать о Корнее Чуковском как о критике?

Чуковский — великий критик, хотя мне кажется, что главное его достижение — это такая «теория непрагматизма», которую по-своему подхватил Ефимов в практической метафизике. У Чуковского была такая идея, которая пришла к нему в голову в 18-летнем возрасте, он тогда же опубликовал эту статью у Жаботинкого в какой-то газете. И правильно совершенно Жаботинский ему дал опубликовать это философски незрелое, но абсолютно провидческое сочинение. Он потом всю свою жизнь построил на этой теории непрагматизма. В общем, если формулировать известным каламбуром: «Пишите бескорыстно — за это больше платят».

Иными словами, то, что человек делает ради прагматики, никогда не получается.…

Как вы относитесь к расскажу «Красный смех» Леонида Андреева?

Я думаю, прав Вересаев, который сказал: «Я, в отличие от Андреева, был на войне и я ее воспринимаю иначе. Там к ужасу привыкаешь, а он пишет так, как будто ужас войны продолжает тебя лупить по глазам, по сердцу, по нервам каждый день. Тогда можно сойти с ума». А самое ужасное в том, что это все становится буднем, рутиной.

Но сам рассказ очень талантливый. Понимаете, какая вещь? Андреев очень талантливый. Он ослепительно талантливый писатель. Достоверен он или нет, есть ли у него вкус или такт, можно спорить о «Рассказе о семи повешенных», можно предъявлять претензии к «Моим запискам», мы их как раз проходим сейчас в рамках университетского курса в Бард-колледже в теме «Тюрьма, ссылка и…

Что вы думаете о творчестве Даниила Андреева? Почему он стоит так особняком в литературе?

Да я бы не сказал, что он стоит особняком. Проблема в том, что людей его поколения, да и собственные его тексты мы знаем очень мало. Пропал роман «Странники ночи», пропало огромное количество стихов. Он чудом восстановил «Розу Мира» перед смертью. 

Андреев принадлежит к поколению, которое было не просто выбито (он участвовал в войне и мог много раз не вернуться оттуда), но к поколению, которому грубо заткнули рот. Он ровесник Благининой, он ровесник Тарковского и Штейнберга.  Это поколение было загнано в переводы, либо сидело, либо молчало и писало всю жизнь в стол. Поэтому самое удивительное, что контекст андреевского творчества, метафизики вот этой, из которой, на мой…

Чем готика Гоголя — «Майские ночи», Тургенева — «Клара Милич», Льва Толстого — «Записки сумасшедшего» отличается от готики Леонида Андреева?

Нет, ребята, это не готика. Потому что Клара Милич обещает Аратову, обещает Якову после смерти воссоединение и счастье, и, конечно, мир окружён страшными снами, да, но эти страшные сны только до тех пор, пока Яков её отвергает. А как только он её полюбил и понял, за гробом всё будет прекрасно, и помните светлую улыбку на его лице, с которой, собственно, Аратов умирает. Потом вспомним «Майскую ночь». Конечно, мир Гоголя страшный мир, и в конце концов Гоголь в этот страх провалился. Но и в страшной мести бог всё-таки носитель доброты. Помните, он говорит: «Страшна казнь, тобой выдуманная, человече, но и тебе не будет покоя, пока враг твой мучается». То есть бог всё-таки носитель справедливости, а не зла. В…