Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Что вы можете сказать о Корнее Чуковском как о критике?

Дмитрий Быков
>100

Чуковский — великий критик, хотя мне кажется, что главное его достижение — это такая «теория непрагматизма», которую по-своему подхватил Ефимов в практической метафизике. У Чуковского была такая идея, которая пришла к нему в голову в 18-летнем возрасте, он тогда же опубликовал эту статью у Жаботинкого в какой-то газете. И правильно совершенно Жаботинский ему дал опубликовать это философски незрелое, но абсолютно провидческое сочинение. Он потом всю свою жизнь построил на этой теории непрагматизма. В общем, если формулировать известным каламбуром: «Пишите бескорыстно — за это больше платят».

Иными словами, то, что человек делает ради прагматики, никогда не получается. Прагматично то, что делается из идеализма. Иными словами, чтобы прыгнуть на метр семьдесят, надо разбегаться на метр девяносто. Ни одна практическая затея; затея, направленная на конкретно-ползучий результат, никогда не осуществляется. Чтобы добиться реальной пользы, надо вдохновляться идеалистическими идеями, идеалистическими правилами. Это очень точная идея, и вся природа устроена по этому принципу. Избыточность мимикрии, которая все равно эстетически прекрасна, а не только помогает выжить,— это идеи Набокова о том, что мир был создан в минуту праздного восхищения, что миром движет не презренная польза, а эстетика, и что божий умысле прочитывается во всем этом — эстетический, художественный.

И из этой же критики Чуковский всегда исходил, не случайно его любимым автором был Уайльд, и первая его зрелая критическая работа, на мой взгляд,— это предисловие к собранию полному Уайльда. Кстати, предисловие он это написал лет в 25, уже будучи влиятельным и популярным критиком. Он очень рано сформировался, ему была свойственна некоторая стилистическая избыточность и даже некоторая фельетонная пошлость, наверное, некоторая визгливость фельетонная. В лекциях своих он, наверное, прибегал к приемам слишком завлекательным, аттрактивным, но ничего не поделаешь: надо было разбудить общественное мнение, надо было воздействовать на слушателя. Как критик он очень тонок и проницателен. Безусловно, он первым понял все величие Леонида Андреева, как и все его промахи; он не побоялся написать о Саше Черным вещь, которая его обидела, и из-за этого вышел фельетон в стихах «Корней Белинский». Но все они с ним в конце концов помирились, потому что знали ему цену. Конфликт с Маяковским я не буду освещать, потому что о нем достаточно много всеми написано, в том в моей книге о Маяковском «Тринадцатый апостол: Маяковский, трагедия-буфф в шести действиях», но, в любом случае, Маяковский перед Чуковским был более неправ, как мне кажется.

Вообще же Николай Корнейчуков (он же Корней Чуковский) был выдающимся критиком и, к сожалению, эта ипостась его деятельности несколько заслонена его некрасоведческими штудиями и год детскими стихами, которые я как раз ценю невысоко. Поэт он был замечательный, но мне его детская поэзия не особенна близка. Мне кажется, что веселого абсурда больше у обэриутов, лиризма больше у Агнии Барто, которую я как раз ценю, или у Маршака уж точно. У Чуковского есть замечательная энергия:

Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.

Это все запоминается, но Маршак круче: «По проволоке дама идет, как телеграмма». А критик, автор литературных портретов он был гениальный. Его работа о Чехове — так и незаконченная, но, по крайней мере, всю жизнь он над ней работал, его книга о Некрасове и особенности, конечно, «Поэт и палач», его огромная работа по расшифровке некрасовского архива и его замечательная, полная самой горячей любви, статья о Блоке,— это золотой фонд русской критической литературы.

И личность — необыкновенно привлекательная, необыкновенно симпатичная. Хотя, мне кажется, Ирка Лукьянова в своей книге ЖЗЛовской апологетична по отношению к Чуковскому, но эту апологетику я, скорее, склонен полюбить и разделить, чем бесчисленные нападки на него. Он многим до сих пор как живой ненавистен, в нем видят какую-то фельетонную пошлость и забывают, что он, по сути, сделал литературу Серебряного века, он практически в одиночку сделал ее объектом пристальнейшего внимания читателя, в том числе и обывателя. Не говоря уже о том, что он первый показал истинную цену пинкертоновщины, что он выступал против Чарской, и он же выбил ей, голодной старухе, пенсию в 30-е годы. В общем, у него были какие-то черты святости, хотя «Белый волк» Шварца довольно точно показывает, что книги он любил больше, чем людей. Но я, честно говоря, понимаю эту позицию. Я не скажу, что я ее разделяю, но я ее понимаю.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Что вы думаете об американской культуре комиксов и связанной с ней верой в различных супермэнов? Почему супергерои заняли нишу персонажей фольклора?

Знаете, не надо слишком серьёзно относиться к массовой культуре, так мне кажется. Я не хочу сказать, что они заняли место персонажей фольклора или персонажей религии, но в общем это обычные сказки, а сказки без супергероя не бывает. Культура комиксов кажется мне замечательным примером поиска третьего языка, некоего синтеза визуальности и нарратива, такой попыткой построить визуальный нарратив.

Я считаю, что самый большой вклад в искусство комикса в XX веке (кстати, что отмечено уже на Lurkmore) — это, конечно, Маяковский с его «Окнами РОСТА». Правда, есть некоторое однообразие персонажей, о чём я и пишу в книге. Есть персонажи с пузом — это поп, помещик, Ллойд Джордж. И есть персонажи со…

Согласны ли вы, что масштаб поэтического дара Владимира Маяковского на протяжении всей жизни снижался?

Мне кажется, что как раз его первые, дореволюционные поэмы интуитивно очень талантливы, но в них довольно много штукарства, много самоповторов. Его вот этот весь комплекс — «Человек», «Война и мир», «Флейта-позвоночник» (из них «Флейта», конечно, самая талантливая) — по-моему, это всё-таки наводит на мысль о некоторой избыточности, самоповторе и зацикленности. Мне гораздо интереснее Маяковский «Мистерии-буфф», Маяковский «Про это» и Маяковский «Разговора с фининспектором о поэзии». Вот такого классного произведения, как «Разговор с фининспектором», он бы в 1919 году не написал, и в 1915-м не написал бы.

Кто является важнейшими авторами в русской поэзии, без вклада которых нельзя воспринять поэзию в целом?

Ну по моим ощущениям, такие авторы в российской литературе — это все очень субъективно. Я помню, как с Шефнером мне посчастливилось разговаривать, он считал, что Бенедиктов очень сильно изменил русскую поэзию, расширил её словарь, и золотая линия русской поэзии проходит через него.

Но я считаю, что главные авторы, помимо Пушкина, который бесспорен — это, конечно, Некрасов, Блок, Маяковский, Заболоцкий, Пастернак. А дальше я затрудняюсь с определением, потому что это все близко очень, но я не вижу дальше поэта, который бы обозначил свою тему — тему, которой до него и без него не было бы. Есть такое мнение, что Хлебников. Хлебников, наверное, да, в том смысле, что очень многими подхвачены его…

Чем романтический пятиугольник в книге Джона Голсуорси «Сага о Форсайтах» отличается от типичного русского треугольника?

Нет, ну как! Формально там есть, конечно, треугольник: Сомс, Ирен и Босини, условно говоря. Но настоящий треугольник разворачивается в «Конце главы».

Но у Голсуорси действительно история про другое. Помните, как он называет Сомса? Собственник. Мать моя всегда говорила, что Сомс и Каренин — однотипные персонажи. Может быть, наверное. Хотя, конечно, Сомс гораздо умнее, он более властный, более живой. Каренин — такой человек-машина.

Я вообще не очень люблю «Сагу». Я понимаю, что её так обожали всегда, потому что она давала упоительную картину аристократической жизни.

Мне нравится «Конец главы». Эти 3 трилогии (первые 2 — в «Саге» и третья — «Конец главы», продолжение с…

Как вы оцениваете юмор Маяковского? В чём его особенности? Можно ли обвинить его в пошлости?

Обвинять Маяка в пошлости, по-моему, невозможно, потому что пошлость — это то, что делается ради чужого впечатления о себе, а у него вот этой ролевой функции нет совершенно; он что говорит, то и делает. Отсюда логичность его самоубийства, логичность его самурайской верности всем изначальным установкам своей жизни — от любви к лире… к Лиле и к лире до любви к советской власти. Поэтому у него пошлости-то нет, нет зазора между лирическим Я и собственным, органичным, естественным поведением.

Дурновкусие есть у всякого гения, потому что гений ломает шаблон хорошего вкуса, он создаёт собственные нормы. Дурновкусие, наверное, есть, и есть чрезмерности, и есть гиперболичность неуместная, про…

Когда вы говорите о новом завете, который явится в виде завета культуры, кто будет новой мессией — автор или персонаж? Согласны ли вы, что таким мессией был Базаров из романа «Отцы и дети» Тургенева?

Довольно глубокая мысль, потому что Базаров же не разрушитель культуры, он не «Асмодей нового времени», как статье Максима Алексеевича. Нет, он как раз позитивист, он носитель идеи науки, и он предан ей религиозно. Да, возможно, это новый религиозный тип, только это не завет культуры, конечно, а это завет в узком смысле такого сугубо научного, рационального миропонимания. Замятин в «Мы» пытается развить вот это же мировоззрение — торжество логики, примат логики над эмоциями. Для меня, в общем, Базаров — фигура довольно привлекательная. Он не то чтобы пророк нового времени, но, понимаете, в России столько рационального, что некоторый культ рацеи ей бы не помешал. Как сказано у Юза…

Как вы относитесь к творчеству Ильи Сельвинского? Что вы думаете о стихам Семёна Кирсанова, которого принято рассматривать как явление того же порядка?

Слушайте, Кирсанов — это не Сельвинскому чета. Во-первых, это человек из круга Маяковского, а Сельвинский, наоборот, его оппонент, в том числе и в жизненных своих стратегиях. А жизненные стратегии Маяковского были очень чистыми, очень точными, поэтому Сельвинский и пришёл в конце концов сначала к такой групповщине, а потом к такому конформизму. В общем, человеческая составляющая там сильно хромала, прости меня господи. Так мне кажется.

А вот что касается Семёна Исааковича, то это действительно человек из круга Маяковского, который хотя и… ну, не скажу, что предал, но отошёл от него в какой-то момент; желал после его вступления в РАПП стереть его рукопожатие пемзой с руки, но потом рыдал…