Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Что вы можете сказать о Корнее Чуковском как о критике?

Дмитрий Быков
>250

Чуковский — великий критик, хотя мне кажется, что главное его достижение — это такая «теория непрагматизма», которую по-своему подхватил Ефимов в практической метафизике. У Чуковского была такая идея, которая пришла к нему в голову в 18-летнем возрасте, он тогда же опубликовал эту статью у Жаботинкого в какой-то газете. И правильно совершенно Жаботинский ему дал опубликовать это философски незрелое, но абсолютно провидческое сочинение. Он потом всю свою жизнь построил на этой теории непрагматизма. В общем, если формулировать известным каламбуром: «Пишите бескорыстно — за это больше платят».

Иными словами, то, что человек делает ради прагматики, никогда не получается. Прагматично то, что делается из идеализма. Иными словами, чтобы прыгнуть на метр семьдесят, надо разбегаться на метр девяносто. Ни одна практическая затея; затея, направленная на конкретно-ползучий результат, никогда не осуществляется. Чтобы добиться реальной пользы, надо вдохновляться идеалистическими идеями, идеалистическими правилами. Это очень точная идея, и вся природа устроена по этому принципу. Избыточность мимикрии, которая все равно эстетически прекрасна, а не только помогает выжить,— это идеи Набокова о том, что мир был создан в минуту праздного восхищения, что миром движет не презренная польза, а эстетика, и что божий умысле прочитывается во всем этом — эстетический, художественный.

И из этой же критики Чуковский всегда исходил, не случайно его любимым автором был Уайльд, и первая его зрелая критическая работа, на мой взгляд,— это предисловие к собранию полному Уайльда. Кстати, предисловие он это написал лет в 25, уже будучи влиятельным и популярным критиком. Он очень рано сформировался, ему была свойственна некоторая стилистическая избыточность и даже некоторая фельетонная пошлость, наверное, некоторая визгливость фельетонная. В лекциях своих он, наверное, прибегал к приемам слишком завлекательным, аттрактивным, но ничего не поделаешь: надо было разбудить общественное мнение, надо было воздействовать на слушателя. Как критик он очень тонок и проницателен. Безусловно, он первым понял все величие Леонида Андреева, как и все его промахи; он не побоялся написать о Саше Черным вещь, которая его обидела, и из-за этого вышел фельетон в стихах «Корней Белинский». Но все они с ним в конце концов помирились, потому что знали ему цену. Конфликт с Маяковским я не буду освещать, потому что о нем достаточно много всеми написано, в том в моей книге о Маяковском «Тринадцатый апостол: Маяковский, трагедия-буфф в шести действиях», но, в любом случае, Маяковский перед Чуковским был более неправ, как мне кажется.

Вообще же Николай Корнейчуков (он же Корней Чуковский) был выдающимся критиком и, к сожалению, эта ипостась его деятельности несколько заслонена его некрасоведческими штудиями и год детскими стихами, которые я как раз ценю невысоко. Поэт он был замечательный, но мне его детская поэзия не особенна близка. Мне кажется, что веселого абсурда больше у обэриутов, лиризма больше у Агнии Барто, которую я как раз ценю, или у Маршака уж точно. У Чуковского есть замечательная энергия:

Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.

Это все запоминается, но Маршак круче: «По проволоке дама идет, как телеграмма». А критик, автор литературных портретов он был гениальный. Его работа о Чехове — так и незаконченная, но, по крайней мере, всю жизнь он над ней работал, его книга о Некрасове и особенности, конечно, «Поэт и палач», его огромная работа по расшифровке некрасовского архива и его замечательная, полная самой горячей любви, статья о Блоке,— это золотой фонд русской критической литературы.

И личность — необыкновенно привлекательная, необыкновенно симпатичная. Хотя, мне кажется, Ирка Лукьянова в своей книге ЖЗЛовской апологетична по отношению к Чуковскому, но эту апологетику я, скорее, склонен полюбить и разделить, чем бесчисленные нападки на него. Он многим до сих пор как живой ненавистен, в нем видят какую-то фельетонную пошлость и забывают, что он, по сути, сделал литературу Серебряного века, он практически в одиночку сделал ее объектом пристальнейшего внимания читателя, в том числе и обывателя. Не говоря уже о том, что он первый показал истинную цену пинкертоновщины, что он выступал против Чарской, и он же выбил ей, голодной старухе, пенсию в 30-е годы. В общем, у него были какие-то черты святости, хотя «Белый волк» Шварца довольно точно показывает, что книги он любил больше, чем людей. Но я, честно говоря, понимаю эту позицию. Я не скажу, что я ее разделяю, но я ее понимаю.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Что вы думаете о стихах Артюра Рембо? Чей перевод «Пьяного корабля» вам кажется лучшим?

Когда мы с Таней Щербиной обсуждали вот эту версию, что не являются ли стихи Рембо литературной мистификацией кого-то из его друзей – например, Верлена… Не они ли за него писали? Мог быть такой гениальный юноша, вроде Маяковского. Я думаю, что Маяковский, если бы русскую революция ждала судьба парижской Коммуны, тоже бросил бы писать. И его ждала судьба Рембо. Просто у него в руках было дело, он пошел бы в художники (он был блистательный иллюстратор и плакатист, гениальный графический дизайнер). Поэтому он бы счастливо спасся от участи контрабандиста, колонизатора, торговца золотом и прочих. А так-то у него тоже был такой авантюрно-мистический склад души.

По некоторым приметам, я думаю,…

Чью биографию Николая Некрасова вы бы посоветовали?

Книга Скатова очень хорошая, но лучшая биография Некрасова – это «Рыцарь на час», то есть автобиография. Или, если брать прозу, то это «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Он начал писать в 40-е годы автобиографический роман. У Некрасова вообще было два неосуществленных великих замысла: автобиографический прозаический роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» и неоконченная великолепная по эскизам драма в стихах «Медвежья охота», где он выносит приговор поколению и где медвежья охота вырастает до такого масштабного символа. Только у Тендрякова в рассказе «Охота» она была так же интерпретирована. Такая охота на своих, потрава.

Про Некрасова мог написать только Некрасов.…

Каким правилам подчиняется писатель, выломившийся из системы социальных отношений?

Если он уже не в системе этих отношений, каким правилам он подчиняется? Я скажу жестокую вещь, очень, и мне самому эта вещь очень неприятна — он подчиняется только собственным критериям, он должен выдержать те критерии, которые он взял на себя, эта самая страшная борьба. «С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой!» — законы общества уже над ним не властно, он должен соответствовать собственному уровню, а это самое трудное. Вот Горький сломался, например, я даже знаю, почему он сломался — для него стала слишком много значить репутация. Он в последние годы всё время говорил: «Биографию испортишь». И испортил себе биографию, хуже всех испортил себе биографию; хуже, чем…

Как должна выглядеть новая нарративная техника в современной литературе, о которой вы говорите?

Что касается новой литературы со стороны проблематики и нарратива. Почему я так мучился с «Маяковским»? А я сильно с ним мучился. Там были куски, которые мне ужасно скучно было писать: практически всю революцию… Он же в революции не участвовал. Он захватывал какие-то лимузины, начальника автошколы Петра Секретёва арестовывал. Это всё какие-то глупости ужасные были! Про Татьяну Яковлеву мне неинтересно было писать, потому что про неё всё написано. Мне интересны были какие-то вещи… Например, то, что Колмогоров открыл применительно к его поэтической технике. Академик Колмогоров в 1963 году начал вдруг заниматься поэтикой Маяковского и составил статистику всяких ударных и безударных слогов,…

Сближает ли нелюбовь к труду Максима Горького с Сергеем Есениным?

Нельзя сказать, что Есенин уж прям так ненавидел труд, он вообще не любил сельскую жизнь, а предпочитал город. Сельская жизнь была нужна для ностальгии. Но вообще, это правда. Почему-то Горький к Есенину чувствовал страшную любовь и огромную близость. Вот он осуждал самоубийство в случае Маяковского, говорил, что это истеричный поступок, а про Есенина он нашел какие-то гораздо более человеческие, более добрые слова.

Вот странно. Маяковский должен был быть ему гораздо ближе по духу, но он его, мало сказать, ненавидел. Просто, действительно, ненавидел. Он вписывал про него посмертно всякие глупости. Там в очерк о Ленине вписал негативную оценку его, и что он не верит ему. И вообще как-то…

Кто ваши любимые британские авторы конца XIX века? Что их волновало?

У меня есть лекция о Британии в конце XIX века, она называется «Дети Диккенса». Это шесть авторов, может быть, семь, которые вышли из диккенсовского периода британской литературы. Это прежде всего такая парочка антагонистов, ортогонально совершенно подходящих к христианству, как Честертон и Уайльд. Уайльд представляется мне лучшим христианином, скажем так, более практикующим и свободным от таких крайностей честертонианских, как, например, симпатия к Муссолини (слава богу, недолгая, он не дожил все-таки, но он бы понял; у него со вкусом лучше обстояло). Это Стивенсон, это Моэм, это Голсуорси, безусловно, и это Бернард Шоу. Вот эти шестеро-семеро авторов, еще Рескина следовало бы назвать,…

Повлиял ли на Эрику Леонард, автора «Пятидесяти оттенков серого», Корней Чуковский?

Нет, конечно, садомазохистские игры, которые она себе придумывала, имеют происхождение… Это серьезная эротическая литература, опущенная на уровень фанфика. Ведь в серьезной эротической прозе проблема садо-мазо трактуется как проблема социальная, как проблема власти. Даже в «Девяти с половиной неделях» есть история не только о том, как двое изобретательно мучают друг друга. Это история о природе власти и подчинения. Как у Томаса Манна, как у Клауса Манна, как у самого умного из них – Генриха, в «Учителе Гнусе». Это подчинение в стае, подчинение в классе, где преподает Гнус. Оно оборачивается постоянной готовностью вывести это на социальный уровень. Собственно говоря, «Ночной портье»…