Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Как вы относитесь к расскажу «Красный смех» Леонида Андреева?

Дмитрий Быков
>100

Я думаю, прав Вересаев, который сказал: «Я, в отличие от Андреева, был на войне и я ее воспринимаю иначе. Там к ужасу привыкаешь, а он пишет так, как будто ужас войны продолжает тебя лупить по глазам, по сердцу, по нервам каждый день. Тогда можно сойти с ума». А самое ужасное в том, что это все становится буднем, рутиной.

Но сам рассказ очень талантливый. Понимаете, какая вещь? Андреев очень талантливый. Он ослепительно талантливый писатель. Достоверен он или нет, есть ли у него вкус или такт, можно спорить о «Рассказе о семи повешенных», можно предъявлять претензии к «Моим запискам», мы их как раз проходим сейчас в рамках университетского курса в Бард-колледже в теме «Тюрьма, ссылка и каторга в русской литературе». А «Мои записки» – это такой эпический тюремный рассказ, написанный задолго до «Мрамора» Бродского, но на сходную тему. Тюрьма как институция, когда некоторых людей сажают в тюрьму не за преступления, а потому что определенный процент людей всегда должен сидеть. Там преступление есть, но герой о нем не помнит. Он признает постепенно, что – последняя фраза – «на закате солнца наша тюрьма прекрасна».

Леонид Андреев очень многое открыл первым, многое первым написал. И вот, понимаете, у меня масса претензий к нему – вкусовых, эстетических, композиционных. Но талантливое произведение само по себе душеполезно. Вот я бы, наверное, процитировал своего старшего сына. Это-то можно, это же не я. Он, когда писал некролог Эдуарду Успенскому, написал, что Успенский был идеальным воспитателем молодежи. И не потому, что он учил добру. А потому что его книги были талантливы, и любой талантливо написанный текст воспитывает душу гораздо надежнее, чем любой текст, который учит добродетели, условно говоря; чем картина «Милосердие питает замерзшую собачку», если цитировать Инбер.

Это милосердие, оно питает замерзшую собачку. Но ведь плохо написанный текст, даже самый добродетельный, развращает. А хорошо написанный текст воспитывает душу. Так вот, Андреев – это настолько талантливо, что это душеполезно, что ни говори, какие претензии не предъявляй. Он гениальный писатель, но писатель, не умевший распорядиться своими способностями. Ну что поделать – бывает. Но это не делает его хуже. И я бы сказал, что чтение Андреева, наверное, не для всех. Конечно, это для читателя любящего. Смотреть на Андреева не любящими глазами – это значит почти наверняка видеть в нем все его огромные недостатки. Но если он резонирует с вашей душой, конечно, этот избыток разнообразных дарований – живописного, драматургического, фотографического, теоретического, идеологического (у него же и критика замечательный, он эссеист),  – все равно это душеполезно. Вот к вопросу о том, кого давать читать молодым трудным подросткам – мизантропическим или просто трудным. Я думаю, что нужно давать читать «Кусаку», «Баргамота и Гараську», «Ангелочка», «Житие Василия Фивейского» даже. И уж конечно, «Жизнь Человека». «Черные маски» – это на любителя. А вот «Дни нашей жизни»… «Катерина Ивановна» – какая пьеса великолепная!

Андреева хорошо читать просто потому, что это потрясающая энергетика, а черная она или не черная – это не важно. Важно, что был человек гениально одаренный: прожил всего 49 лет, а написал целую литературу. 

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Не могли бы вы рассказать о драматургии Владимира Маяковского?

Драматургию Маяковского часто ставят поверхностно и глупо. Видите, для того чтобы ставить ее, как Мейерхольд, удачно,— и то не все получалось, надо знать её корни. А корни её символистские. Очень редко, к сожалению, высказывалась мысль, а доказательно и полно она вообще развита 1-2 раза, в том, что корни драматургии Маяковского — это, конечно, Леонид Андреев. Преимущество Маяковского, довольно серьезное, было в том, что он был человеком к культуре довольно свежим. Он прекрасно знал живопись и очень хорошо воспринимал всякого рода визуальную культуру. Брака, Пикассо понимал хорошо, Леже, Сикейроса, конечно. Но он, мне кажется, совершенно не понимал большую прозу. И думаю, что не читал…

Почему Леонид Андреев в своем юношеском дневнике высказал пожелание: «Я хочу быть апостолом самоуничтожения»?

Вот здесь, понимаете, мне кажется, мы несколько узко и слишком негативно пониманием самоуничтожение. Для модерна несколько вещей естественны, которые мы можем перечислить: искусство шагает на улицы и становится участником жизни, искусство перерастает в жизнетворчество; разум контролирует чувства; идея прогресса и просвещения всегда на первом месте. И конечно, ценность человеческой жизни для модерниста ничтожна, потому что для модерниста он сам — один из главных инструментов изучения мира.

Вот я писал для одного журнала исторического статью о том, что действительно женщины Голливуда, периода голливудской славы, были, как правило, очень несчастны в личной жизни — все в…

Что вы можете сказать о Корнее Чуковском как о критике?

Чуковский — великий критик, хотя мне кажется, что главное его достижение — это такая «теория непрагматизма», которую по-своему подхватил Ефимов в практической метафизике. У Чуковского была такая идея, которая пришла к нему в голову в 18-летнем возрасте, он тогда же опубликовал эту статью у Жаботинкого в какой-то газете. И правильно совершенно Жаботинский ему дал опубликовать это философски незрелое, но абсолютно провидческое сочинение. Он потом всю свою жизнь построил на этой теории непрагматизма. В общем, если формулировать известным каламбуром: «Пишите бескорыстно — за это больше платят».

Иными словами, то, что человек делает ради прагматики, никогда не получается.…

Что вы думаете о творчестве Даниила Андреева? Почему он стоит так особняком в литературе?

Да я бы не сказал, что он стоит особняком. Проблема в том, что людей его поколения, да и собственные его тексты мы знаем очень мало. Пропал роман «Странники ночи», пропало огромное количество стихов. Он чудом восстановил «Розу Мира» перед смертью. 

Андреев принадлежит к поколению, которое было не просто выбито (он участвовал в войне и мог много раз не вернуться оттуда), но к поколению, которому грубо заткнули рот. Он ровесник Благининой, он ровесник Тарковского и Штейнберга.  Это поколение было загнано в переводы, либо сидело, либо молчало и писало всю жизнь в стол. Поэтому самое удивительное, что контекст андреевского творчества, метафизики вот этой, из которой, на мой…

Чем готика Гоголя — «Майские ночи», Тургенева — «Клара Милич», Льва Толстого — «Записки сумасшедшего» отличается от готики Леонида Андреева?

Нет, ребята, это не готика. Потому что Клара Милич обещает Аратову, обещает Якову после смерти воссоединение и счастье, и, конечно, мир окружён страшными снами, да, но эти страшные сны только до тех пор, пока Яков её отвергает. А как только он её полюбил и понял, за гробом всё будет прекрасно, и помните светлую улыбку на его лице, с которой, собственно, Аратов умирает. Потом вспомним «Майскую ночь». Конечно, мир Гоголя страшный мир, и в конце концов Гоголь в этот страх провалился. Но и в страшной мести бог всё-таки носитель доброты. Помните, он говорит: «Страшна казнь, тобой выдуманная, человече, но и тебе не будет покоя, пока враг твой мучается». То есть бог всё-таки носитель справедливости, а не зла. В…