Он хотел сказать, что это неважно, пропах Зосима, или нет. «Вера в чудо — тоже форма рабства»,— говорит Достоевский. Попробуйте верить без чуда. Довольно толстовская мысль, мне не близкая, но можно понять и ее. Потому что чудо — слишком очевидное свидетельство по нему — это тоже форма насилия, это то, чего требовал Великий Инквизитор от Христа: «Дай им хлебов, и они побегут за тобой». А Христос отвечает ему молча: «Я не хочу, чтобы они за мной бежали. Я хочу, чтобы они верили, чтобы они понимали». Это другое дело. То есть это как бы отказ от слишком явных доказательств.
Литература
Почему Достоевский оставил пахнущего Зосиму в «Братьях Карамазовых»? Что он хотел этим сказать?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев