Войти на БыковФМ через
Закрыть

Почему несмотря на разные идеи, произведение «Смерть и воскрешение А.М. Бутова» Шарова ассоциируется у меня с рассказом Достоевского «Бобок»? С какими текстами они еще перекликаются?

Дмитрий Быков
>250

Ну вот вам «Сказка» Сокурова. Дело в том, что состояние «вскоре после смерти» (назовем его так, не просто author death, а soon author death), является темой очень многих художественных текстов и фильмов. Потому что у покойника есть еще какая-то память, он еще – в 9 и в 40 дней – имеет еще какие-то возможности снестись с живыми и что-то им передать, что-то от них узнать, прежде чем перейдет в другие сферы. Вообще мне кажется, что эти 40 последних дней блуждания (например, как посмертные мытарства в рассказе Пелевина «Вести из Непала») могли бы стать хорошей идеей для художественного текста. И в конце это абсолютное прощание, это полное втягивание куда-то.

Дело в том, что «Бобок» Достоевского – это описание кошмара, это описание очень плохого, очень болезненного сна. Думаю, что «Смерть и воскрешение А.М. Бутова» – произведение совсем не об этом. В «Смерти и воскрешении…» Шаров задается довольно глубоким вопросом: что происходит с душой атеиста, в каких терминах будет осознавать свое посмертное существование человек без религиозного опыта? Ведь Бутов там не заметил, что умер. Он пришел домой с кладбища, лег смотреть телевизор. Жена и дети не понимают, что он умер. Он продолжает обычную рутину своего существования. Он не осознал  произошедшего, ему нечем осознавать. При этом он хороший человек, но он человек советский. Что будет с атеистом, который не понял смерти? Это тот художественный эксперимент, который ставит Шаров в своей книге.

Но книга вообще не об этом. Книга о попытке как-то проникнуть в эту сумеречную зону, которая Шарова интересовала. Он ведь настоящий фантаст, его интересует все неизведанное, непонятное, умолчания его интересуют. Я абсолютно убежден в том, что мертвые еще довольно долго потом осознают свою связь с живыми. Есть такие мертвые – например, у Мамлеева, – которые не могут никак умереть, которые ведут такое половинчатое существование. Эта догадка, очень тонкая, была у Кафки в «Охотнике Гракхе». Помните, охотник Гракх завис между жизнью и смертью. Она есть у Голдинга в «Хапуге Мартине», потому что хапуга Мартин не был готов умереть, потому он там и скитается по чистилищу. Она есть в «Душах чистилища» у Акутагавы. Это все люди, которые мало-мало знакомы с посмертным опытом.

 Мне кажется, что точка интереса Шарова – именно в этой зоне между жизнью и смертью, сумеречной зоне. И «Жизнь и воскрешение…» – глубокий, тонкий сновидческий роман, замечательная книга. Кстати говоря, Романа Михайлова интересует та же сфера. А вот «Бобок» – это, скорее, мрачная пародия, это разговоры после смерти, посмертные разговоры, посмертные записки пиквикского клуба, посмертные записки людей, разложившихся еще при жизни. Кстати, есть такая точка зрения, что некоторые герои Диккенса живут как бы в «посмертии», то есть они умерли и не заметили. Именно поэтому они такие почти ангельские сущности иногда (или демонические).

Мне кажется, что «Бобок» – это такая мрачная фантазия о том, о чем после смерти могут говорить петербургские чиновники или картежники, взяточники, у которых и жизни не было. Они не очень заметили переход с этого света на тот. «Бобок» мне кажется самым скучным рассказом Достоевского. Потому что жизнь этих полуживых людей и в Петербурге была довольно скучна. Достоевский любил прогулки по кладбищам, любил домысливать жизнь этих людей. Вот, кстати, к вопросу о будущем: мне представляется, что в будущем кладбищ в нынешнем смысле не будет. Или они превратятся в что-то вроде музея, где вы сможете подойти к электронной книге, набрать фамилию человека и увидеть короткий фильм о его жизни, короткий набор фотографий его прижизненный, короткий свод добрых слов, о нем сказанных. Это будет такое виртуальное хранилище фотографий и памяти. А вот этих кладбищ как престижных памятников, как мест для прогулок, – я думаю, этого не будет. Просто потому, что это нерациональное использование пространства. А главное, что покойнику это ничего не дает.

Мне кажется, что пышные некрополи, пышные монументы, кенотафы, если нет реальной могилы, – это все какая-то профанация. Человек должен полностью переходить в виртуальный мир, в виртуальную память о нем. Вы набираете какую-то фамилию, и вам выдают информацию об этом человеке и главное – полный набор его прижизненных фотографий.  Вот это мне было бы очень интересно. Я думаю, что это и есть явление модерна, потому что хранить труп – это как-то не по-человечески. Мне кажется, человечество должно все, что остается от жизни, развеивать и убирать. А поклонение костям – это какой-то рудимент язычества. Я помню, как у Валерия Попова в одной повести было: «Исчезнуть, полностью исчезнуть – вот мое завещание, раствориться». Или, помните, бунинское «Легкое дыхание»: растворилось в сыром осеннем ветре. Полностью раствориться и оставить по себе такой информационный бюллетень. Кладбище должно стать музеем и перестать быть выставкой тщеславий.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Как вы относитесь к словам Мариенгофа: «Отцы и матери, умоляю вас: читайте дневники ваших детей…» для предотвращения их самоубийств?

И вообще, потрясло как-то всех это расследование из «Новой», хотя детская мания самоубийства — это проблема, ещё Достоевским описанная. Достоевский — вообще большой летописец патологии душевной, и в неё глубоко проникал. Эротическая связь самоубийства и такой формирующейся подростковой избыточной сексуальности ещё Тютчевым отмечена. Но люди, видимо, стали забывать о таких физиологически опасных вещах. Кстати говоря, самоубийство Кирилла, которого крестил когда-то Есенин, сына Мариенгофа, было вызвано, я думаю, как раз не какими-то суицидальными увлечениями, опасными и не философскими какими-то закидонами, а просто тем, что от него забеременела девочка, насколько я помню. То есть…

Чью биографию Николая Некрасова вы бы посоветовали?

Книга Скатова очень хорошая, но лучшая биография Некрасова – это «Рыцарь на час», то есть автобиография. Или, если брать прозу, то это «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Он начал писать в 40-е годы автобиографический роман. У Некрасова вообще было два неосуществленных великих замысла: автобиографический прозаический роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» и неоконченная великолепная по эскизам драма в стихах «Медвежья охота», где он выносит приговор поколению и где медвежья охота вырастает до такого масштабного символа. Только у Тендрякова в рассказе «Охота» она была так же интерпретирована. Такая охота на своих, потрава.

Про Некрасова мог написать только Некрасов.…

Не могли бы вы рассказать об образе Смердякова из романа «Братья Карамазовы» Федора Достоевского?

Видите, там какая вещь? «Братья Карамазовы» – роман бродящий, переходный (это термин Аннинского – «бродящий»). Толстой в этом состоянии прожил всю жизнь, а Достоевский в него впадал иногда. И вот мне кажется, у него переходный период по-настоящему, это или самая ранняя вещь (например, «Село Степанчиково») или последний роман – «Братья Карамазовы». Дело в том, что «Братья Карамазовы» – это роман отхода от реакции, это роман постепенно нарастающей ссоры с Победоносцевым, это роман. У Достоевского в жизни было два главных разочарования: он разочаровался в идеях революционных, фурьеристских, левых, но под конец он разочаровался в государственности. Поэтому этот старец, который у него там…

Не кажется ли вам, что Рогожин из романа Достоевского «Идиот» — это темный двойник Мышкина, существующий лишь в его воображении?

А Настасью кто зарезал? У Мышкина алиби: он в это время в другом месте находился. Я бы уж предположил, что Мышкин — светлый двойник Парфена, который ему рисуется. Вообще это очень красивая версия, но чрезвычайно… как бы сказать? Чрезвычайно экзотическая. Достоевский, как и Белинский — его учитель, не любил фантастику. Хотя он написал «Двойника», вызвавшего у Белинского такое раздражение; Белинский сказа, кажется, во «Взгляде на русскую литературу 1846 года», что «фантастическое может иметь место только в домах умалишенных», а теперь оно стало мейнстримом нашей литературы. Но Достоевский вообще не любит условные такие конструкции, он всегда объявляет их бредом душевнобольного,…

Как найти силы Ставрогину, герою из романа Федора Достоевского «Бесы», для духовного перерождения?

Через странную вещь это шло у Достоевского, через публичное покаяние и вообще через публичность. Собственно, возрождение Ставрогина начинается с того, что он свою исповедь показал Тихону, что он публично высказался о своей греховности, о своей, ну прямо скажем, о своем падении. Потому что растление ребенка и доведение его до самоубийства — это грех непрощаемый. И Матреша, ведь она пришла из «Преступления и наказания», когда Свидригайлов принял решение о самоубийстве вот именно после того, как ему приснился сон о растлении ребенка. Он увидел свою душу: душа, девочка (евангельский символ, «Талифа, куми», вот такой очень часто у Достоевского), девочка. И то, что ребенка растлил Ставрогин — это,…

Как вы относитесь к христианским качествам, которые утверждает в русской литературе Фёдор Достоевский?

Достоевский не утверждает в русской литературе христианских качеств, в этом его главная проблема. Достоевский утверждает в русской литературе весьма сложные и разнообразные человеческие качества, но говорить о христианстве Достоевского можно только применительно к «Братьям Карамазовым», и только к главе «Кана Галилейская», остальное там весьма спорно. Я надеюсь, что «Братья Карамазовы» — я много раз говорил об этом — знаменовали отход Достоевского от концепции «государства-церкви» леонтьевской и отход от партии Константиновского дворца.

Удар приходится все-таки, говоря по-писаревски, не налево, а направо. Но в любом случае, Достоевский и христианство — это настолько…

Какую литературу бы вы посоветовали будущим учителям? Есть ли литература, которая повлияла на ваш профессиональный выбор?

На мой профессиональный выбор вообще не повлияла никакая литература. На меня литература влияла очень мало, я человек не гипнабельный. Веллер на меня повлиял «Майором Звягиным» очень сильно, это было чисто прагматическое влияние, он меня зарядил на некоторые действия. Ой, господи, так вспомнишь… Какой наивняк, какая тоска… Что касается попытки увидеть в литературе учебник жизни — она аптечка, конечно, она помогает, но на выбор профессии она не очень влияет.

Что полезно читать учителю? Учителю полезно читать прозу Фриды Вигдоровой, безусловно. Потому что она сама педагог, и она сама замечательно описывает психологию учителя. Учителю необходимо читать сценарии и пьесы Георгия…

Можно ли рассматривать фильм «Брат» Балабанова как постмодернистский сиквел к роману «Братья Карамазовы» Достоевского?

Нет, нельзя, конечно. Дело в том, что Алеша — праведник, а Данила Багров никоим образом не праведник. Данила Багров — пустое место и, собственно, Балабанов рассматривает, как эта пустота жрет, захватывает все вокруг себя. Там очень прозрачная образная система фильма: там бегает этот пустой трамвай; трамвай, лишенный содержания. Вот Данила Багров — та страшная пустота, которая засасывает мир. Помните, «у холма нет вершины» — это новый мир, в котором нет иерархии, у которого нет смысла. И он оказывается абсолютно триумфален, потому что никто не может ему ничего противопоставить. Когда у тебя нет принципов, когда у тебя нет правил, ты всегда выигрываешь, потому что ты играешь не по правилам.