Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Почему Давид Самойлов и Борис Слуцкий кажутся намного старше Булата Окуджавы и других шестидесятников?

Дмитрий Быков
>250

Да нет, не старше. Просто, понимаете, сам Самойлов сказал: «Мы романтики, а Окуджава сентименталист». Сентименталист по сравнению с романтиком всегда выглядит младше. Он какой-то такой детский, инфантильный. Вот почитайте Стерна — это ребячливая проза, детская. Она всё время ребячится. Почитайте Карамзина — это тоже такое литературное детство. Тогда как романтики — это люди действия. И даже романтический подросток выглядит старше сентиментального ребенка.

Окуджава и плотно примыкающий к нему Юрий Давидович Левитанский — оба они довольно наивны на фоне военных поэтов. Вот видите, Слуцкий и Самойлов оба (ну и Коган, не доживший до победы) гордились военным опытом. Для них это была существенная составляющая их жизни. А для Окуджавы это то, что он пытается забыть. У Левитанского прямо сказано: «Ну что с того, что я там был? Я это всё почти забыл, я это всё хочу забыть». И у Окуджавы в стихотворении:

Высокий хор поет с улыбкой,
Земля от выстрелов дрожит,
Сержант Петров, поджав коленки,
Как новорожденный лежит.

Это попытка забыть военный опыт, избыть, избавиться. Внушить себе, что я там не был. А для Самойлова, для Слуцкого это какая-то основа жизненного опыта. Больше того, в известных обстоятельствах Самойлов мог себе позволить сказать «И всё живу. И всё же существую. А хорошо бы снова на войну». Чтобы Окуджава такое сказал — да никогда в жизни! По формуле Жолковского, его синтез военных и даже, я бы сказал, гвардейских и пацифистских установок совершенно исключает всякое возвращение к этому опыту.

Понимаете, вот Солженицын говорит, что лагерный опыт был для него благотворен, а то бы вырос советским человеком. А Шаламов говорит, что лагерный опыт весь от начала до конца мучителен, вредоносен и тлетворен. Такая же история с Окуджавой и Слуцким. Они дружили. Они вместе вели семинары. Ну как дружили? Они, по-моему, были всё-таки на «вы», но при этом вместе довольно часто появлялись и доброжелательно реагировали друг на друга.

Единственное, что когда Окуджава в 1985 приехал в Тулу (там, кстати, некоторые песни он спел единственный раз в кругу поклонников — например, «Слава и честь самовару», или «Поздравьте меня, дорогая») — вот там он хотел приехать к Слуцкому, который жил там у младшего брата. И Слуцкий ему запретил. Он сказал: «Не хочу, чтобы вы меня видели в таком позорном состоянии». И последний раз они поговорили по телефону, но не увиделись.

Но при этом Слуцкий и был старше. Дело не в том, что он был старше на 5 лет (1919 год). Он был старше по мироощущению. Просто потому, что романтик, человек действия, человек героический. «Это студент Слуцкий? Нет, это майор Слуцкий». Он действительно такой человек субординации. А Окуджава, всё время подчеркивающий субтильность этого солдатика, тонкие ножки, эту вызывающую романтическую внебытность… Женя Колышкин. Сравните Женю Колышкина из «Жени, Женечки и Катюши» с лирическим героем Слуцкого («Я говорил от имени России»). Совершенно другая история.

Да и Самойлов тоже. Понимаете, в Самойлове была какая-то такая мудрость веков, всегда. Может быть, детская, иногда взрослая. Близость Самойлова к фольклору подчеркивает эту его взрослость. У Окуджавы фольклорность совсем другой природы. Неслучайно Окуджава так стилизуется под фольклор русский с его бесфабульностью, а Самойлов — под фольклор сербский, баллады. И баллады его, в отличие от песен Окуджавы, всегда очень конкретны, очень структурны. У Окуджавы одна баллада и, по-моему, неудачная — это «Он наконец явился в дом». И то она слишком расплывчата для баллады.

Я, кстати, помню, что мы с Николаем Алексеевичем Богомоловым на презентации его книги об авторской песни это обсуждали. Ему там задали вопрос, есть ли у Окуджавы хоть одна неудача в песнях. Он долго думал и сказал: «Всё-таки найти не могу». Мне кажется, что неудачная песня «Он наконец явился в дом». Не его жанр. Потому что баллада у него может быть либо пародийной (как «В поход на чужую страну собирался король»), либо тоже такой аморфной и недоговоренной, как «Девочка по имени Отрада». А вот когда он начинает рассказывать историю, это не его природа. Потому что Самойлов тяготел именно к сюжету, а Окуджава даже и в романах своих, кстати говоря, такой прямой фабульной напряженности избегает. Это тоже не скажу, что инфантилизм. Может быть, это ангельское в нем. Он был слишком ангел, а Слуцкий и Самойлов слишком люди.

Даже больше вам скажу: со Слуцким и Самойловым было интересно поговорить, судя по воспоминаниям. И Петр Захарович Горелик мне много рассказывал — я хорошо его знал, а он близко знал обоих. Их разговоры были просто энциклопедией, фейерверком. А вот с Окуджавой (я с ним сам говорил) было трудно говорить. Как с Блоком. Было понятно, что он всё знает, но всё, что можно, он сказал.

Это, знаете, примерно та же история, как уже упоминавшееся сравнение Дяченок и Стругацких. Когда я говорил с Борисом Натановичем, с ним легко было говорить о сущностных вещах — он умел и любил называть вещи своими именами. С Мариной и Сережей мы болтаем о чем угодно, кроме главного. Но это главное идет какой-то подводной нитью, подводным течением, которое я не всегда могу понять, но всегда чувствую. И фантастика у них такая же.

Вот я думаю, что афористичность и структурность Слуцкого до известной степени его губила. Он не мог преодолеть вот этого скелета, и он сломался. В нем не было гибкости, он был очень ригиден. И это его сломало. Окуджава — наоборот. Он весь такой ветер, такая гибкость, волна.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Какая биография полнее анализирует феномен Бориса Слуцкого — Ильи Фаликова «Майор и муза» или Никиты Елисеева и Петра Горелика «По течению и против течения...»?

А это не чисто елисеевская биография. Эту биографию писал Петр Захарович Горелик, который был ближайшим другом Слуцкого. И Никита Елисеев писал ее, скажем так, теоретическую часть, аналитическую — он разбирал стихи. А Горелик, с которым они дружили, и с которым, смею сказать, дружил и я, — Горелик знал Слуцкого как себя, знал его с двенадцатилетнего, что ли, возраста, если не с девятилетнего. И мне представляется, что его биография эталонная. Это не отменяет достоинств книги Фаликова «Майор и муза».

Я считаю, что ЖЗЛ поступила глубоко правильно, издав эту книгу. Просто раньше была готова биография Горелика и Елисеева, но тогда биография Слуцкого казалась невостребованной. Поэтому она…

О ком книга вам далась проще — о Владимире Маяковском или о Булате Окуджаве?

Мне не про кого не было просто. Это были трудности разного рода, но с Окуджавой было приятнее, потому что я Окуджаву больше люблю. И я в значительной степени состою из его цитат, из его мыслей, он на меня очень сильно влиял и как человек, и как поэт. Я не так часто с ним общался, но каждый раз это было сильное потрясение. Я никогда не верил, что вижу живого Окуджаву. Интервью он мне давал, книги мне подписывал, в одних радиопередачах мы участвовали. Я никогда не верил, что я сижу в одной студии с человеком, написавшим «Песенку о Моцарте». Это было непонятно. Вот с Матвеевой я мало-помалу привык. А с Окуджавой — никогда. Когда я с ним говорил по телефону, мне казалось, что я с богом разговариваю. Это было сильное…

Почему Борис Слуцкий сочинил стихотворение «Необходимость пророка»? Откуда эта жажда того, кто объяснял бы про хлеб и про рок?

Видите, очень точно сказал Аннинский, что у каждого современника, у каждого шестидесятника был свой роман с Солженицыным. У Владимова, у Войновича, безусловно, у Твардовского. Солженицын, которого Галич представлял как «пророка», был необходимой фигурой. Необходимой не столько как пророк — человек в статусе пророка, который вещает; нет, необходимой как моральный ориентир, во-первых, на который современники могли бы оглядываться, и в этом смысле страшно не хватает Окуджавы, чье поведение всегда было этически безупречным, и, главное, он никогда не боялся говорить заведомо непопулярные вещи. И второе: нужен человек, который бы обращался к главным вопросам бытия.

Вот…

Долго ли будут помнить Булата Окуджаву? Кого еще будут помнить из нынешних?

Окуджава – бессмертен, это факт. Именно потому что он жанр основал, перенес его на русскую почву. Вот Брассенс, которого сам Окуджава называл «незнакомым другом» (они лично не были знакомы фактически, но они знали друг о друге, «он верит в знанье друг о друге предельно крайних двух начал»)… Я думаю, Окуджаве бессмертие гарантировано именно потому, что он сумел фольклорную амбивалентность, неоднозначность, загадочность, параллельность развития куплета и рефрена, – он сумел это сделать достоянием русской поэзии. Кто из нынешних будет бессмертен, кого из нынешних будут читать? Найденко в Одессе, это поэт огромного значения. Я думаю, что большое будущее есть у некоторых…

Есть ли какая-то параллель между стихами Окуджавы «Пока земля еще вертится» и Высоцкого «Дайте собакам мясо»?

Могу сказать. Я думаю, что есть определенная параллель. Это параллель вийоновская. Вийоновская тема – «я знаю все, но только не себя» – по-разному преломляется в поэзии 20-го века и прежде всего выходит на такое умозаключение: «Мне все видно, кроме меня самого, мне все подвластно, кроме меня самого; я могу за всех помолиться, кроме себя самого, потому что не знаю, чего мне просить для себя».

Эта тема есть у Окуджавы. Конечно, он лукавил, говоря, что «Молитва Франсуа Вийона» – это молитва жене. Безусловно, Ольга Владимировна сыграла в его жизни, в его творческом росте огромную роль. Конечно, Ольга Владимировна женщина поразительная, «зеленоглазый мой» – понятный…

Какие произведения о войне вы можете порекомендовать для 6-7 классников?

Безусловно, Константина Воробьева, в первую очередь, «Крик» и «Убиты под Москвой». Военные рассказы Нагибина и его дневник, повесть «Павлик» тоже в значительной степени, повесть «Далеко от войны». Наверное, из Василя Быкова «Обелиск» — безусловно. Наверное, для 6-7 классов жизнь учителя Алеся Мороза будет и понятна, и важна, и значительна. Ну и мне представляется, что «Будь здоров, школяр» Окуджавы, конечно. Хотя там многие негодовали при появлении этой вещи, которую назвали сразу же недостаточно героической. Вообще, альманах «Тарусские страницы» громили главным образом за нее.

Окуджава при своем дебюте — и песенном, и прозаическом — собрал все возможные овации и все возможные…

На кого из поэтов ориентировался Алексей Кортнев, чтобы хорошо научиться писать либретто для мюзикла?

Кортнев — это вообще интересное явление в русской поэзии. Я так заметил, что в последнее время меня больше привлекают поэты поющие — последние лет 40. Щербаков, естественно, Кортнев, Паперный, которого я считаю очень большим поэтом. Мне по-прежнему люто интересно, что делает Ким. Ну и Оксимирон — это тоже музыка.

Это связано, наверное, с тем, о чем говорил Бродский — что русская поэзия в своих ближайших исканиях будет прежде всего искать в области просодии. С просодией связано развитие — и рэп, и музыка. У Кортнева очень прихотливая строфика, связанная с такой же прихотливостью его фантазии. Богушевская, которую я считаю, кстати, очень большим поэтом. Это всё связано именно с…