Ну, это не то чтобы фраза. Это не тезис, не лозунг. В своем ответьте на вопросы «Дождя» я просто сказал, что запрет, ситуация запрета для прозы Солженицына хороша потому, что контекст актуализирует в этой прозе разные ее нюансы, разные ее способности. Проза Солженицына великолепна для пробивания стены головой. Но когда нет стены, то голова бьется в пустоте.
Солженицын великолепно умеет зарядить энергией сопротивления. Но когда нечему сопротивляться, то тогда эта проза выглядит тоталитарной, авторитарной, его называют аятоллой.
Солженицын в 70-е годы читался не так, как в 90-е. Статья «Жить не по лжи» или даже «Наши плюралисты» звучит лозунгом последовательности — скажем так, моральной чистоты. Но что такое Солженицын вне контекста борьбы, это мы можем увидеть на примере глубоко мной уважаемого Александра Подрабинека, который всех журналистов, даже самых честных, даже самых прогрессивных, которые работали в легальных СМИ при советской власти, считает пособниками этой власти. То есть любой, кто не сидел, пособник, шире говоря. Я так не думаю. Я вполне на стороне одного из моих любимых редакторов Андрея Мальгина. Годы работы с ним в «Столице» были счастливыми. Я очень высоко ценю его ответ Подрабинеку.
То есть это действительно в некотором смысле то же стремление переиродить Ирода, как бы довести нравственный максимализм до какой-то совершенно гротескной формы. При том, что нравственный максимализм абсолютно уместен в экстремальной ситуации. Просто, как правильно сказал Сергей Шойгу, для одного вся жизнь — чрезвычайная ситуация, а для другого и смерть ерунда.
Так и здесь. Я думаю, что нравственный максимализм Солженицына в некоторых ситуациях очень привлекателен, а в других актуализирован, так сказать, Иван Денисович, терпела. Ему нравится кавторанг, но кавторанг в мирное время невыносим.
Поэтому я опираюсь на то, что запрет на творчество Солженицына оптимизирует его среду. Солженицын даже времен «Августа 14-го» всё равно не аятолла, когда его читаешь в условиях советской власти. Он — противоядие против советской тотальности. Ну а в 90-е годы, мне кажется, было просто не его время. Сейчас опять его. И сейчас перечитывать «Жить не по лжи» — это очень полезный опыт и замечательная практика.