Нет, гедонизм как мировоззрение, наверное, не свойственен. А гедонизм как упоение плотью, сочностью, вкусом жизни весьма свойственен. Это и у Алексея Толстого — что у одного, что у другого; особенно у Алексея Н. Толстого, конечно. И в значительной степени у Бунина. И в огромной степени у Катаева. Русская литература ценит плоть жизни, любит детали. А у Гоголя сколько этого всего! Другое дело, что чисто наслаждаться, чисто радоваться у русской литературы никогда особенно не получалось. Но, понимаете, братцы, русская жизнь никогда к этому особенно не располагала. Она была, в общем, по большей части, неблагополучна. В этом смысле люди, которые сегодня говорят: «Никогда ещё, никогда ещё Россия не жила так хорошо, как сейчас», они, может, забывают, что никогда она так плохо не вела себя в массе. Имею в виду не власть именно, не сталинистов, а я имею в виду образ совершенно бытовой морали. Все-таки мораль человека 70-х годов была несколько аскетичнее, строже. Он был требовательнее к себе, как мне представляется. Он, может быть, границу между грехом и добродетелью пересекал три раз на дню, но, по крайней мере, знал, что она существует. Так что сегодняшний гедонизм русского общества привел к такому духовному растлению, которого мы не знавали давно. Правильно кто-то написал, что тот, кто сегодня громче всех кричит «Дойдем до Берлина»» или «Можем повторить!», «Всем покажем!»,— они первые кандидаты в дезертиры. Как-то я не вижу их в числе строителей нового и, тем более, в числе защитников.
Свойственен ли русской литературе гедонизм?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев