Да не так уж и мало, видите, а почему Грибоедов так мало написал? Есть люди, для которых много написать, да и вообще написать – не главное, они хотят прыгнуть выше головы. Один раз прыгнуть выше головы – совершенно достаточно. Грибоедов написал два совершенно гениальных вальса, одну потрясающую драматическую поэму, очень хороший очерк о петербургском наводнении 24 года, такой документальный очерк в русской литературе. Ну у него достаточно много было и дипломатических, и научных, и литературных завоеваний. Повторять их он не считал нужным. Он ещё задумывал пред смертью трагедию в стихах «Грузинская ночь», она выходила немного риторична. Но думаю, что, кстати говоря, Тынянов не ошибался, приписывая ему стихотворение «Восток», там атрибуция сомнительная, но оно похоже на Грибоедова. «Из Заволжья, из родного края, гости, соколы залётные, погружали сумки перемётные», вот с таким своеобразным размером, там очень интересная строфическая схема, гениальная вещь, и она похожа, понимаете, на Грибоедова по своей исключительности, по полному отсутствию контекста. Оно вроде как органично в контексте русской литературы, а вместе с тем ничего подобного нет. Вот Грибоедов был такой штучный человек, и всё, что он делал – было штучно. Думаю, что и Ерофеев человек такой уникальной породы. Ему не надо было много-то писать. У него и профессия была, он писателем себя не считал, он это написал на кабельных работах, и для него, думаю, «писатель» было такой же кличкой, как для Мандельштама, потому что он, поднимай выше – он такой проживатель жизни, проводитель. Вот, кстати, любопытная тоже штука, умер Аркадий Ипполитов. Это человек мне очень антагонистичный, поэтому восхищающий. Он настолько выключенный из любой борьбы за существование, настолько штучный, настолько занимающийся тонкими, редкими, маргинальными вещами, всегда украшаемый кличкой стилиста, которая для меня ещё позорнее, чем писатель, стилистом называют человека, чьё содержание не важно, а важна стилистика. Ну действительно, стиль у него чрезвычайно ясный и изящный. Изящный – значит соразмерный, значит, у него столько слов, сколько нужно, а нету барочной избыточности, пышности, дурновкусия. Такой гений вкуса и гений самоуничтожения. Думаю, что Ипполитов был той же породы человек. Такие люди долго не живут. Кстати, именно отсюда отмеченная Николаевичем в блестящем некрологе и в мемуарах о нём, Сергей Николаевич вообще очень сильно пишет о друзьях своих, эта фантастическая ранимость, которая, казалось бы, всегда была спрятана за такой бронёй снобизма. Но это был не снобизм, это было ужасным одиночеством. И Ипполитов – человек абсолютно последовательный, абсолютно честный, он так раздражал людей обыкновенных. Видно было, что ему все какие-то знаки успеха абсолютно по барабану. Он стремится к абсолютному совершенству. И это так и было.
Литература
Почему Венедикт Ерофеев так мало написал?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев