То, что он есть, то, что он пьёт, не хочет вписываться ни во что, а сейчас живёт ещё более маргинально, потому что уехал из города, не ходит на работу- ну он такой таёжный житель, скажем, наверное, такой персонаж сейчас существует, конечно. Я не очень знаю, есть ли сейчас что-то вроде поколения дворников и ночных сторожей. Думаю, нет. Но разнообразные, это именно не выживальцы, говоря словами Линор Горалик, о не те, кто выживают любой ценой – а это люди склада Хвостенко, «Хочу лежать с любимой рядом, а с нелюбимой не хочу». Очень высокой степени внутренней свободы, внутреннего несогласия со всей этой позорной скучной ерундой — вот так бы я сказал. Иванов на остановке. Кстати, я оказывал всегда, что Иванов на остановке – это ангел, просто ангел, который слетел в Петроград, и как стальная птица аксёновская, «Он живёт на петроградской в коммунальном коридоре между кухней и уборной. И уборная всегда полным-полна». То есть, он живёт не в комнате. Он дух этого места. «Обступают Иванова, наступают ему прямо на крыла». Он крылатая такая сущность. Мне кажется, сейчас время таких героев, таких ангельских неформалов, которые действительно живут непонятно, где, питаются непонятно чем. Такие герои есть, только они, скорее всего, не напишут новые «Москву-Петушки». Не потому, что у них таланта не хватает, не потому что у них нет читательской аудитории. Нет, «Москва-Петушки» — это «Одиссея». Есть жанр одиссеи, есть всегда две поэмы, которые лежат в основе нации, её души. Это поэма о войне и о поэма о странствии, поэма о странствии хитреца. Война рассказывает о тех приёмах и мировоззренческих позициях, благодаря которым нация выживает – и в войне, и вообще описание стратегии в экстремальных обстоятельствах, как в «Войне и мире». Примитивная такая картография: здесь море, здесь лес и так далее. Ну как вот на форзацах помещают этой фэнтезийной литературы. И вот, дело в том, что «Москва-Петушки» – странствие героя по водке и странствие, более того, в подмосковной электричке, которая сама по себе метафора России – это «Одиссея». Это открытие, фиксация на географической карте нового пространства. Я, честно говоря. Не очень себе представляю, какое новое пространством могла бы зафиксировать современная русская «Одиссея». Разве что это могло бы быть описание жизни на границе в городе, который то туда, то сюда захватывают, при этом дочиста разрушают. Вот это пространство такой нежити, пространство сегодняшней России, одиссею человека, который пытается выжить на спорных территориях пограничных – наверное, это было бы интересно. Это создало бы образ граничной страны. Россия сегодня явно пребывает в пограничье. Говоря словами Пелевина, переход из ниоткуда в никуда очень заметен. Не знаю, куда, но мы чувствуем, что эта точка бифуркации проходится. Наверное, ареной действия такой «Одиссеи» мог бы быть город, постоянно захватываемый, откуда не хочет уезжать какой-то один из его последних жителей, из его хранителей. Была бы, мне кажется, интересная штука.
Литература
Если допустить, что среди нас живёт Ерофеев, он скорее кто? Какой образ жизни ведет? Способен ли в наше время выплыть наружу такой самородок?
Дмитрий Быков
>100
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев