Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Как вы относитесь к мысли о том, что заветы Молчалина из комедии Грибоедова «Горе от ума» и Дейла Карнеги — одно и то же?

Дмитрий Быков
>100

Видите ли, если глубоко постигать дзен, то можно додуматься и до того, что, скажем, мысли Молчалина и мысли Тютчева «Молчи, скрывайся и таи» («Silentium») — это, в сущности, выражение одной и той же жизненной позиции: не афишируя себя, расти в тайне.

Действительно, с дзенской точки зрения молчалинская позиция «Мне завещал отец, во-первых, угождать всем людям без изъятья» неотличима от позиции Карнеги — говорить с человеком о том, что его интересует: рыба любит червей, и даже если ты любишь клубнику, говори с ней о червях.

Мне вообще всегда казалось (у меня даже была об этом ранняя запальчивая статья в «Собеседнике», от которой я совершенно не отрекаюсь), что Дейл Карнеги учит нас лицемерию. И кроме того, его собственная биография как-то не подтверждает уж такой, прямо скажем, успешности его тактики. Сам он был не особенно успешным человеком. Настоящее признание пришло к нему после смерти.

Я уверен, что с помощью техник Карнеги невозможно ни приобретать друзей, ни оказывать влияние на людей, ни, главное, перестать беспокоиться и начать жить. Иное дело, что сама по себе идея «Silentium», идея молчания…В России-то слово — серебро, молчание — золото. Я не знаю, где как.

Я много общался с разными студентами, преподавал разным студентам. И я всегда замечал, что чем активнее студент западный, тем это лучше для его карьеры. В России напротив: чем больше ты промолчишь, тем больше выгадаешь. В России промолчи — за умного сойдешь. И действительно, я нигде не встречал такого культа молчания.

В самом деле, прослыть умным в России очень просто, и этот рецепт изложен в «Жизни Клима Самгина»: надо на всё смотреть скептически, обо всём отзываться презрительно, собственных же мыслей не высказывать никогда. Это довольно очевидная вещь. И Горький как раз Самгина-то недолюбливал — не надо делать вид, что это некоторое альтер-эго, и что «-мг-» в его имени означает «Максим Горький». Это далеко не так.

Горький, кстати, сам-то себя Горьким не называл — Пешков и Пешков. «Горький» — это когда он иронически цитировал: «Здесь часто повторяют «большой Горький, великий Горький…»» — это из его записанной речи на 1-м писательском съезде. Пешков — и Пешков, действительно.

И конечно, Самгин — это воплощение всего, что Горькому наиболее омерзительно в интеллигенции. К интеллигенции он относился сложно, но интеллигенцию самгинского типа (как он вместе с Андреевым писал в одной пьесе, «группа с лозунгом «Мы говорили!»») он ненавидел, конечно.

Я считаю, что молчать, отмалчиваться — это плохая тактика. Понимаете, произвести впечатление умного человека на самом деле очень легко: презирай всех, и при этом воздерживайся от каких-то внятных высказываний. Сейчас любое внятное высказывание потенциально опасно. Чего ты ни скажешь, ты всё равно привлечешь чье-либо негодование.

Наверное, это нормально. Потому что всё равно найдется 10 идиотов, которые будут защищать любую самую мизантропическую, самую античеловеческую позицию. Ну, «новая этика» — что вы хотите? Этика большинства уже не является императивной. Поэтому естественно, что после ХХ века каждый всё-таки пытается формировать собственную позицию лично, без оглядки на моральный авторитет. Моральные авторитеты больше не работают.

Со своей стороны я считаю, что тактика отмачивания довольно подлая. И говорить, что «молчалины блаженствуют на свете» — ну, по крайней мере, в большей части мира это не так. Здесь сейчас какое-то время будет так, но недолго.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Каким правилам подчиняется писатель, выломившийся из системы социальных отношений?

Если он уже не в системе этих отношений, каким правилам он подчиняется? Я скажу жестокую вещь, очень, и мне самому эта вещь очень неприятна — он подчиняется только собственным критериям, он должен выдержать те критерии, которые он взял на себя, эта самая страшная борьба. «С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой!» — законы общества уже над ним не властно, он должен соответствовать собственному уровню, а это самое трудное. Вот Горький сломался, например, я даже знаю, почему он сломался — для него стала слишком много значить репутация. Он в последние годы всё время говорил: «Биографию испортишь». И испортил себе биографию, хуже всех испортил себе биографию; хуже, чем…

Согласны ли вы, что восстание декабристов осталось практически неиспользованным в русской литературе?

Ну, как же? А трилогия Мережковского «Царство зверя» («Павел Первый», «Александр Первый» и «14 декабря»)? Это гениальное произведение, лучшее, что написано. А роман «Северное сияние»? Тоже замечательный, хотя насквозь советский.

А, в конце концов, «Смерть Вазир-Мухтара»? Грибоедовская судьба, которую Тынянов так хитро примерил на свою. Конечно, это роман о себе, но и о декабризме тоже. Мы знаем, что Грибоедов при всем своем скептическом отношении к заговору был в него интегрирован крайне глубоко. Слава богу, что его успели предупредить и об обыске, и аресте — и он сжег огромное количество документов. Ну, у Нечкиной в книге «Грибоедов и декабристы» все это подробно рассмотрено. А…

Сближает ли нелюбовь к труду Максима Горького с Сергеем Есениным?

Нельзя сказать, что Есенин уж прям так ненавидел труд, он вообще не любил сельскую жизнь, а предпочитал город. Сельская жизнь была нужна для ностальгии. Но вообще, это правда. Почему-то Горький к Есенину чувствовал страшную любовь и огромную близость. Вот он осуждал самоубийство в случае Маяковского, говорил, что это истеричный поступок, а про Есенина он нашел какие-то гораздо более человеческие, более добрые слова.

Вот странно. Маяковский должен был быть ему гораздо ближе по духу, но он его, мало сказать, ненавидел. Просто, действительно, ненавидел. Он вписывал про него посмертно всякие глупости. Там в очерк о Ленине вписал негативную оценку его, и что он не верит ему. И вообще как-то…

Как вы думаете, Клим Самгин Горького — это реинкарнация Передонова из романа Сологуба «Мелкий бес»?

Ну нет, что вы? С какой стати? Я, кстати, когда перечитывал «Самгина», обратил внимание на то, что герой-то довольно обаятельный. И, конечно, Андрей Руденский играл его таким в знаменитом фильме Титова. Но не только он. Он написан обаятельно. Если смотреть на него не то что любящими, а хотя бы нейтральными глазами — так вот, он ведет себя лучше всех. Понятное дело, что он протагонист, он так видит. Иногда только взгляд со стороны позволяет как-то (особенно на фоне таких героинь, как Марина Зотова) позволяет подивиться его тщедушности и осторожности, но в целом Самгин еще самый приличный из героев этой книги, притом, что и Лютов, и Макаров, и Туробоев по-своему очаровательны. Но в Самгине есть то, что…

Почему Александр Грибоедов — человек острого ума, дружил исключительно с доносчиком и сотрудником охранки Фаддеем Булгариным?

Характеристика Булгарина, данная вами, справедлива, но она неполна. А почему Чехов дружил с Сувориным, который тоже был даже не просто консерватором, а, в общем, человеком, достаточно небрезгливым в методах. Неслучайно Суворин и его газета «Новости дня» носили у Чехова кличку «Пакости дня». И неслучайно у Суворина работал Буренин — человек уже вовсе беспринципный и грязный. Не будем подводить ему аналогов в наши дни, но такие аналоги, безусловно, были и есть. Я имею в виду не только одного покойного критика, про которого вы подумали, но и многих живых авторов.

Видите ли, дружба с консерваторами, даже не просто с консерваторами, а с циниками — это такая распространенная забава, именно…