Да нет, там все проще все-таки. У Катерли, в ее сложных и не всегда понятных фантасмагориях довольно простой, на самом деле, смысл. Я, кстати, совершенно не понимаю «Зелье», и эта загадка продолжает меня манить. Я не готов примириться с тем, что в такой сложной истории («Зелье» – это такая повесть) такая лобовая мораль: правды нет, любая попытка монополии на нее приводит к нас насилию.
Я понимаю «Коллекцию доктора Эмиля» (во всяком случае, главную ее мысль) довольно однозначно: залогом прекращения удачи является ее неблагодарность. Надо уметь относиться к чуду благодарно и почтительно, и тогда все будет хорошо. Но такая простая мысль не может лежать в основе такой сложной, богатой и точно написанной повести. Действительно, есть вещи, которые приносят удачу, есть талисманы. Есть люди, которые приносят удачу. В «Остромове» они названы никтумы (я позаимствовал старый термин).
Есть люди, которые точно совершенно вас подвампиривают, а есть люди, которые приносят счастье, чувство счастья. Поэтому я думаю, что «Коллекция доктора Эмиля» – это не сказка с моралью, это атмосферная сказка, сказка о дождливом ленинградской феврале. Помните, как у Слепаковой:
Час пик в ноябре… Раздражительный час
…
Иду среди всех, раздражаясь на всех,
Сама — раздраженья чужого причина…
И разом на всё раздражается снег,
А может быть, дождик, что неразличимо.
В Ленинграде, в Питере бывают такие дни, когда жить совершенно не хочется. И вот в этот момент случайно позвонивший человек вывел героя на доктора Эмиля, протянув ему спасительную соломинку, дав ему надежду на то, что жизнь возможна. Катерли замечательно чувствует ленинградский быт, пронизанный магией.
И меня всегда поражало, что в Питере – заблудился ли ты на улице, идешь ли ты поздно из гостей этой зеленой дождливой ночью – чудо висит в воздухе. И прав абсолютно был Житинский, говоря о том, что в один прекрасный день наш город исчезнет и окажется сном. Такое ощущение Петербурга у меня было всегда – города, в котором возможны чудеса.