Это бывает, это такое взросление. У меня было наоборот с этим текстом, сначала раздражал, я не находил в нём ничего особенного. Я помню, Богомолов нам говорил Николай Алексеевич, а его мнение и его вкусы — это было непререкаемо. Богомолов говорил на Журфаке, что это лучшее, главное проявление Самиздата. В 84 году. Это произведение на грани гениальности, говорил он, на грани открытия совершенно нового горизонта у прозы. Я когда прочёл, был, скорее, разочарован. Два текста, которые доходили до меня позже других и вообще неохотно доходили. «Алиса в стране чудес», которая мне при первом чтении не понравилась и просто взбесила, и ни пластинка с Высоцким и Абдуловым не помогала, ничто меня как-то не заводило. Должно было пройти лет 25, чтобы я понял, что это настоящее зеркало викторианского мироощущения. А потом вторая такая вещь – «Москва-Петушки», которую я когда прочёл – я совершенно не понимал, что в этом находят, и я был совершенно солидарен со статьёй Владимира Новикова, который писал, что этот текст утратил всё своё обаяние и долго не протянет, ему надо сделать искусственное дыхание. Нет, оказалось, был такой цикл, «Три стакана перцовки», три развенчания – и мне показалось, что всё-таки текст гениальный. Сначала меня бесил он своим многословием, своим пьяным делириумом таким. А потом я начал понимать, до какой степени тонкие состояния там описаны, сколь малое отношение они имеют к хмелю и похмелью. Это русская одиссея.
Почему моя мама в юности зачитывала до дыр поэму Ерофеева «Москва-Петушки», а перечитав недавно, она не обнаружила ничего интересного?
Дмитрий Быков
>100
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев