Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Почему Эрнестом Хемингуэем так восхищались в Советском Союзе?

Дмитрий Быков
>250

У Кушнера были такие стихи:

Как нравился Хемингуэй
На фоне ленинских идей.

Он, конечно, нравился не только на фоне ленинских идей. Он нравился на фоне советской действительности, в которой счастье, по замечательной формулировке Михаила Львовского, долго было тождественно успеху. А оказалось, что возможно другое счастье.

Я такую неожиданную вещь скажу, но Хемингуэй совершенно не был символом победы, победоносности. Во-первых, он нравился потому, что это всё-таки хорошо сделанная проза. Еще при его жизни почти все его тексты здесь были напечатаны, кроме «По ком звонит колокол». И тот в каком-то ограниченном количестве был доступен. Да и, в общем, по рукам ходил перевод.

А во-вторых, вот это очень важная идея 60-х. На чем стал героем времени Володин, главный драматург оттепели после Розова? Скажем так, главный драматург второй оттепели. Не только он — Шварца стали понимать по-настоящему именно в 60-е годы, до которых он не дожил.

Вообще ключевая идея оттепели — это идея триумфа аутсайдеров. Это идея победы людей, которые не вписались, которые не захотели быть первыми учениками. «Зачем ты был первым учеником, скотина?».

Вообще оттепель не любила первых учеников. Вспомните у Евтушенко:

И не ходить в хороших
Ученичках любимых
Тем, кто из Марьиной рощи —
Школы неисправимых.

Образ Хемингуэя — это образ победителя, не получающего ничего. Сильный, красивый, уверенный в себе, бесконечно талантливый и разнообразный человек, который во всех ситуациях проигрывает. Который проигрывает с женщиной, потому что женщина ищет, где лучше, женщина ищет стабильности, а он не может ей этого дать.

И вообще образ такой тотально неудовлетворимой женщины, которая появляется еще в «Фиесте» — там понятное дело, Генис совершенно правильно написал, что Хемингуэй сделал дезертира героем войны, а идеальным любовником — импотента. Ну, он не импотент — он инвалид. Но это, в общем, такая трагедия, безусловно. Но женщина, по мысли Хемингуэя, особенно если взять, скажем, «Снега Килиманджаро», всегда тянется к силе и успеху и никогда не может получить окончательного удовлетворения. Потому что герою нужен не успех, герою нужно достижение, а достижение всегда покупается ценой жизни.

И поэтому успешных писателей у Хемингуэя нет. Поэтому успешных солдат у Хемингуэя нет. Хемингуэй — это герой аутсайдеров, герой гениев, потерпевших поражение в битве с жизнью. Классический пример такого героя — это Сантьяго из «Старика и моря», который вместо рыбы вытаскивает и привозит огромный скелет, памятник неслучившемуся усилию.

The winner gets nothing — это и есть девиз Хемингуэя. Этот девиз был для оттепели очень характерен, потому что, по идее оттепели, задолго до «поколения дворников и сторожей», побеждает тот, кто не захотел встраиваться в ряды.

А может, тот бессмертней, кто последний,
И тот первей, кто замыкает строй,

— как сказала Инна Кабыш уже значительно позже. Аутсайдерство гениев началось задолго до андеграунда, задолго до кумиров подполья.

Особенно у Аксенова это заметно. Это победа героя, который вообще отказался участвовать в этой гонке. И женщины неприкаянные. Хемингуэевская кошка под дождем — тоже из прозы Аксенова. Помните, он встречает ночью в Питере девушку под дождем, и она говорит: «Я хемингуэевская кошка».

Неприкаянность, нежелание успеха этой ценой, нонконформизм. Хемингуэй — это герой именно такого, если брать российские аналоги, визборовского склада. Визбор же, невзирая на свою глубокую укорененность в социуме, несмотря на свою полную легализацию в качестве журналиста, существовал всё-таки полулегально — то ли актер, то ли журналист, то ли певец, то ли исполнитель, то ли альпинист. И при этом всегда позиция проигравшего в поединке с женщиной. «О, моя дорогая, моя несравненная леди» — всегда позиция такого неуклюжего рыцаря, неуклюжего слуги, которого в конце концов всегда отвергают.

Это поза. Иногда это была поза довольно дешевая. Но важно то, что Хемингуэй — это именно образ трагический. А трагедия возвышает всегда. Трагедия потому, что настоящий победитель не нуждается в победе. Ну, как у того же Кушнера:

Танцует тот, кто не танцует,
Ножом по рюмочке стучит.
Гарцует тот, кто не гарцует,
В партере скачет и кричит.

А кто танцует в самом деле
Или гарцует на коне,
Тем эти скачки надоели,
А эти лошади — вдвойне.

Ну, или возвращаясь к Эмили Дикинсон, я думаю, вдохновительнице всего этого образа жизни и очень важному человеку для американской культуре:

В Пурпурном Братстве ни один
Ликующий Воитель
Так верно не расскажет нам,
Чем дышит победитель.

Как тот, кто побежден и пал,
Когда в предсмертной муке
Он ясно слышит вдалеке
Победных воплей звуки.

Победа вообще очень такое как бы неприятное состояние. Неприятное для Хемингуэя. Он не умеет побеждать абсолютно.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Согласны ли вы, что Кабаков, будучи учеником Аксенова, шел по пути мачо-Хемингуэя, но под конец жизни занял примиренческую позицию?

Нет. У него не было примеренческой позиции. И консерватизм Кабакова был изначально, как и в случае Новеллы Матвеевой, формой неприязни к нуворишеству. Я писал об этом, и довольно точно об этом написала Татьяна Щербина. И Кабаков уже в 90-е годы никаких иллюзий не питал по поводу этой перестройки, он и к советской власти сложно относился, а ведь то, что началось в 90-е, было советской властью минус электрификация всей страны, минус просвещение, минус социальное государство. В остальном это была такая же советская власть, и ее очень быстро стали осуществлять бандиты, эстетика которых мало отличалась от советской. «Сердца четырех» Сорокина, которые написаны как раз о 90-х годах,— это…

Что вы думаете о последнем произведении Эрнеста Хемингуэя «Острова в океане»?

Новодворская считала его лучшим романом Хемингуэя. Я не считаю лучшим, но там есть, в третьей части особенно, замечательные куски. В общем, в основном вы правы, конечно, самоповторная вещь. Хэм… Понимаете, что с ним происходило? Вот Фолкнер, с которым они друг друга недолюбливали, хотя шли ноздря в ноздрю и «Нобеля» своего получили почти одновременно (Фолкнер, кстати, раньше, по-моему), вот для Фолкнера весь его творческий путь — это преодоление новых и новых препон. Он уперся в стенку — пошел дальше, пробил ее. Уперся — пробил дальше. Он меняется же очень сильно. Фолкнер «Притчи», Фолкнер «Особняка» и Фолкнер «Света в августе» — это три разных писателя. А Хэм более или менее все-таки…

Нравится ли вам роман Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби»?

Я тоже люблю этот роман. Просто мне кажется, что его слава несколько выше, чем качество. Понимаете, какая штука? Американцы очень любят себя европейцами, они очень любят себя за то, что они умеют делать по-европейски. Хемингуэй такая культовая фигура абсолютно — пришёл в Париж и всех модернистов победил. И Фицджеральд — такой человек с очень неочевидной моралью, с тонким психологическим рисунком. «Великий Гэтсби» ведь очень простой роман, но он тонкий, там действительно ничего не сказано прямо. Я гораздо больше люблю «Ночь нежна» («Tender Is the Night»). Но ничего не поделаешь, «Великий Гэтсби» тоже прелестная книга, только она слишком, как бы сказать, гордится своей утончённостью.

Как вы относитесь к книге Джона Апдайка «Кентавр»?

Смотрите, какая история происходит в американской прозе в начале 60-х годов. После смерти Фолкнера, самоубийства Хемингуэя, ухода Сэлинджера в творческое молчание, кризис большой литературы становится очевиден. Она явственно раздваивается. Она разделяется на успешную, хорошую, качественную, но коммерческую беллетристику и на «новый журнализм», на документальные расследования, потому что писать серьезную прозу становится невозможно. Расслоение затрагивает всех. Да, и как отдельный раздел — фантастика, которая тоже, в свою очередь, делится на интеллектуальную, как у Ле Гуин, и на развлекательную, как много у кого. Хотя опять же, качественный мейнстрим все-таки наличествует. Но…

Кто еще из послевоенных авторов писал о построении прекрасного нового мира?

Вообще-то это Хаксли. Послевоенными являются все авторы, которые пережили Первую мировую войну. После Второй, как ни странно (хотя  ничего в этом нет странного), такой силы, такой мощи был культурный шок, что писать о Второй мировой войне начали не сразу. И писали о ней довольно поверхностно, старались ее не касаться или умалчивать о безднах, которые таятся в душе. Например, «Эсме – с любовью и убожеством» (или «Посвящается Эсме», «For Esmé – with Love and Squalor») – это, наверное, самый мой любимый рассказ из сэлинджеровской поздней «девятки». Абсолютно гениальный рассказ, и мальчик этот Чарльз, и девочка Эсме с ее трогательными маленькими ушками и аккуратными волосами, такой…

Какое у вас отношение к «грязному реализму» Чарльза Буковски?

Понимаете, я понимаю, что Буковски – трогательный автор. И фраза «dirty old man love too» – это фраза, под которой любой подпишется после 30 лет. Но я никогда Буковски не любил. Он мне симпатичен как персонаж, но несимпатичен как автор. Его сравнивают с Довлатовым: мне кажется, что это все какая-то литература, не дотягивающая до великих эмоций. Где у Фицджеральда или Хемингуэя гибель всерьез, там у Буковски обаятельный алкоголизм. И мне многого не хватает в его прозе. При всем обаянии его таланта он писатель не того ранга, что и великие проклятые монстры литературы 30-50-х годов.  Не Фолкнер, прямо скажем, хотя Фолкнер пил не меньше. Просто алкоголизм Фолкнера приводил его к мрачным…

Что вы можете сказать о рассказе «Снега Килиманджаро» Эрнеста Хемингуэя?

Да знаете, «Снега Килиманджаро» — это не самый удачный рассказ Хемингуэя. Это очень хороший рассказ. У меня совершенно нет к нему вообще никаких творческих и человеческих претензий. Потому что он один из тех людей, которые вызывают безоговорочную и даже, в общем, я бы сказал, трогательную симпатию.

Очень честный, по-самурайски честный. Чем-то напоминающий Маяковского. Также застрелившийся. Такой же заложник образа, вечно вынужденный доказывать себе и всем остальным, что он мужчина. Мужчина в жертвенном понимании слова. Мужчина именно такой, какой ему представлялся идеалом, начиная с его американского, среднезападного детства. Мужчина, который всё умеет, который всегда…