Я понимаю, почему вы спрашиваете, потому что эту книгу рекламирует «Дилетант». Есть такой жанр, довольно распространенный – «тайный дневник». В этом жанре выдержана на только откровенная графомания вроде «Тайного дневника Пушкина» работы Армалинского, которым он заспаммерил все. Но, например, «Тайный дневник» Вырубовой, сочиненный, насколько я помню, Алексеем Н. Толстым, тоже фальшивый документ. Насколько я помню, в журнале «Былое» он печатался, это фальшивка. Но как свидетельство эпохи – это ценная книга.
«Тайный дневник Марии-Антуанетты» – это книга, которая, конечно, отдает легкой бульварщинкой и сенсационностью, но трагедия Марии-Антуанетты, ее внутренняя драма там раскрыта. Это женщина, которая никогда не говорила приписываемые ей фразы про пирожные, но которая, наступив на ногу палачу, извинилась.
Понимаете, в ней, несмотря на ее некоторую развратностью, несмотря на ее легкомыслие («милый грех», по Цветаевой), несмотря на ее аристократическую беспечность, – в ней был глубоко затаенная прелесть и деликатность. Да даже доброта, рискнул бы я сказать. И не зря она так очаровывала Цветаеву, которая написала про нее одну из лучших пьес своих, про ее роман с Лозеном.
Вообще, мне кажется, что Мария-Антуанетта ни в чем не виновата (простите за эту ассонансную рифму). Так она воспитывалась, что вообще понятия не имела о стране, которой управляет. Да, любила роскошь, но я вообще-то уважаю людей, которые роскошь любят: «Без необходимого могу, без лишнего никогда». Фраза, которая приписывается то Уайльду, то Цветаевой, то Ахматовой. Думаю, что это все-таки Ахматова, хотя она довольно охотно заимствовала чужие удачные шутки.
Мне в Марии-Антуанетте дорог именно поверхностный блеск аристократизма, такая насмешка над нуждами низкой жизни. Ну и, конечно, восхитительная беспечность, восхитительная и до поздних лет сохранившаяся независимость от тех самых нужд низкой жизни. Это хорошая книга, при всем налете некоторой сенсационности дешевой. Она раскрывает тему, раскрывает образ.