Наивный понятно почему — потому что глуповатый друг всегда является ступенькой для читательского познания мира, ступенькой для читательской самоидентификации. Да, мы наивными глазами смотрим на Христа, потому что апостолы не понимают о нем всего и много не знают, не знают его мотивов. Мы наивными глазами смотрим на Гамлета, потому что Горацио восторженно им любуется, но не понимает его замыслов. Мы глазами Санчо Пансы смотрим на Дон-Кихота, глазами Ватсона — на Холмса, глазами Балаганова — на Бендера. Потому что христологический персонаж — не важно, сатирический он или серьезный — всегда читателем воспринимается как пришелец, как гость ниоткуда. Только что у Пер Гюнта не нахожу я такого персонажа, но Пер Гюнт вообще отличается от трикстера по многим параметрам. А Ламме Гудзак нужен для того, чтобы глазами обывателя смотреть на Уленшпигеля.
А что он добрый — так понимаете, такой герой всегда добрый. Уленшпигель-то не добрый. Или, вернее, он благодетель, конечно, для своей страны, для Нидерландов он благодетель. Он борец с испанцами, он знамя Гезов, он все-таки рыбнику противостоит. Но назвать Уленшпигеля добрым очень затруднительно. Уленшпигель беспощадный, Уленшпигель страшноватый.