Войти на БыковФМ через
Закрыть
Лекция
Литература

Конан Дойл

Дмитрий Быков
>100

Конан Дойл сделал одно фундаментальное открытие о природе готики, о природе страха. Он заметил, что чем дальше друг от друга разнесены семантические «детали» преступления, тем оно страшнее. Когда на месте преступления находят пистолет, это не страшно. А вот когда заячьи уши или детский рисунок в виде пляшущих человечков – это страшно. Тем более что пляшущие человечки – это не что иное, как метафора мироздания. Мы все с точки зрения бога пляшущие человечки. Поэтому не зря он этот шифр выбрал: мы все – пляшущие человечки с точки Господа.

Конечно, никаким традиционном детективом холмсиана не является. Обычно детектив представляет интерес именно потому, что сыщик угадал логику убийцы, сумел ее раскрыть, расколоть, предотвратить очередное преступление или, по крайней мере, интерпретировать предыдущее. В случае Холмса это далеко не так. Холмс не психолог, он замечает детали чужого поведения, но он совершенно не понимает психологии, не копается в психологии, он слишком материалист для психоложества. Холмс, вообще говоря, не сыщик. Разумеется, он сыщик профессиональный и замечательно знающий простые предметы ремесла – ну то есть там разобрать тип сигары по газетному пеплу, по газетному шрифту, определить почву по песку на подошвах. Это фокусы, которые он с наслаждением показывает: это не сыщик, а криминалист. Это человек, который блистательно уточняет фактологические обстоятельства убийства.

Но раскрытие психологии, причин, экономических предпосылок – не сильная сторона Холмса. Это все ему неинтересно. Холмс прежде всего отвечает на вопрос: «Есть ли в мире сверхъестественное?» Он очень хорошо знает все естественное, он прекрасно находит интерпретации для любых рационально объяснимых вещей. Но жажда его, устремленность его – в сторону сверхъестественного. Он ищет доказательства бытия божьего. Он ищет хоть одно дело, которого он не мог бы раскрыть, исходя из примитивных ошибок убийцы. Здесь наследил, там не озаботился ликвидацией свидетеля, здесь уронил пепел с сигары («Пепел с вашей сигары упал дважды»), а вообще-то Холмса интересуют только необычные преступления, только необычные дела.

Обычные преступления ему совершенно неинтересны. Холмса вообще интересует в жизни только таинственное и страшное. И это легко объяснить. Потому что таинственное – это единственное поэтическое, что есть в нашей жизни, это единственное не рациональное. Он своим аппаратом рационального мышления, своим безупречно логичным мозгом раскалывает все эти орехи в поисках такого ореха, который бы ему не дался. Он ищет бога, потому что он пытается его найти от противного. Он ищет веру, но, конечно, не находит. И, конечно, мы любим Холмса не за то, что он раскрывает преступления или, не дай бог, выводит преступника на чистую воду. Как мы знаем, преступник у него оказывается довольно приличным человеком, ведомым довольно высокими мотивами. Даже Аб Слени любит Илси, а у него нет ни корыстных, ни похотливых побуждений. Илси для него – идеальный пример, идеальное существо.

Конечно, Холмс – защитник справедливости, защитник угнетенных, несчастных сироток (как в «Пестрой ленте»). Конечно, Холмс – это надежная рука, надежная, добрая рука, которая, как было сказано, наводит в мире порядок. Но интенция самого Холмса – не просто наводить в мире порядок. Его интенция – это найти наконец что-то, что не поддалось бы его алмазному уму, его резцу; что-то, что оставило бы его озадаченным перед тайной мира. У него есть особое, безусловное чутье на иррациональное поведение, на таинственные преступления, на странные мотивы. Но абсолютно нет интереса к нормальным, пошлым естественным проявлениям человеческого. Холмс – это сверхчеловек. Отсюда – его любовь к кокаину, увлечение кокаином, попытка разогнать свою мысль до невероятных скоростей; его универсализм, его скрипка, его знание химии и одновременно потрясающее невежество во всех остальных областях («Я знаю только то, что меня касается»). Он действительно сверхмозг. Сверхмозг, отрубающий все лишнее. И он пытается с помощью этого сверхмозга решить главную загадку бытия – есть ли в нем место чуду. Судя по тому, что некоторые преступления он не раскрыл.

Конечно, Холмс – типичный герой викторианского века, именно потому, что викторианский век полон таинственности. И сюжеты Шерлока Холмса мы любим именно за очарование тайной, за обаяние вот этой фантастической, внезапной алогичности, которая в них проявляется.

Меня могут спросить, почему я не говорю о других вещах Конан Дойля – о «Бригадире Жераре» или о «Затерянном мире». Могу сказать. Конечно, Конан Дойл ненавидел Холмса, называл его демоном, потому что он хотел писать либо авантюрные романы, либо исторические романы, либо книги о спиритуализме, в который верил совершенно искреннее. Это, кстати, подтверждает тайную религиозность Холмса. Он и в фей верил; в то, что их можно сфотографировать, верил в том, что спиритизм реален, что слюнные тельца спирита меняются в момент контакта. Зачем ему это было нужно? Просто скучно ему было жить обычной жизнью. Он, конечно, пытался писать и «Затерянный мир».

Но дело в том, это как Джоан Роулинг: когда Конан Дойл пишет о других героях, он обычный хороший писатель, а как дело доходит до Холмса, тут он седлает своего конька. Как бы он ни устал от него, какими бы бледными ни получались последние рассказы холмсианы, все равно он только с Холмсом отдыхает душой.

Холмс – еще до того, как его сыграл Василий Ливанов (а надо признаться, сыграл гениально, очень сильно отличаясь от своего изначального облика) – это изумительно приятное существо. Он фрик, но при этом добрый, надежный и сильный. И при этом он вызывает бесконечное сочувствие, потому что рядом с ним не может быть женщины. Ни одна женщина не выдержит соседства с Холмсом, его трубки, его пистолета и его постоянной зацикленности на решении интеллектуальных загадок. Действительно, любая женщина, которая вздумала бы жить с Холмсом, она бы сбежала на другой день

Холмс – типично христологический персонаж. Все семь пример налицо: и ролевая игра (на Бейкер-стрит не было дома, теперь есть), и высокая пародия (потому что детектив всегда пародирует большую литературу, как «Преступление и наказание», условно говоря, показывая, что в низком жанре он может достигать высокого эффекта). И обязательно герой умирает и воскресает – Холмс в «Загадке Рейхенбахского водопада» этот трюк выполнил. И обязательно есть глупый друг – доктор Ватсон. Тот же, что и апостол, Рон Уизли или Ламме Гудзак. Это место для читательской самоидентификации; место, куда мы, читатели, может себя поставить. И, конечно, Холмс существует всегда в жанре высокой пародии, именно потому что таким образом легче продвинуться, проникнуть в читательское воображение. Он берет один главный сюжет английский, совершенно не для кого не тайна, что это сюжет колониальный. Он показывает – и это одна из главных тем Холмса, – каким образом огромная Индия или огромная Африка влияют на Британию. Помните, гениальное стихотворение Маши Галиной «Доктор Ватсон вернулся с гражданской войны…» – о том, что доктор Ватсон – и есть Джек-потрошитель. И вот эти все британские полковники, которые привозят змей таинственных.

Холмс – это еще и отчет о тайне, с которой Британия столкнулась, пойдя на Восток. Большинство героев холмсианы – типичные герои викторианской эры, как и герои Стивенсона (как принц Флоризель). Колонии, темный фон Востока незримо присутствует везде. А Англия – это страна, охваченная со всех сторон Востоком. Остров, со всех сторон окруженный не морем, а темнотой, мраком Востока, его арабскими сказками, его темными ночами, его жестокостью, его бюрократией. Иными словами, холмсиана развивается ровно в тот момент, когда Англия испытывает цивилизационный кризис. Когда эта страна fair play, честной игры, рационального мышления, строгости впервые киксует и, в общем, буксует, сталкивается с огромным внешним миром. Восток оказывается непобедим.

Колонизаторская практика приводит к тому, что ваше оружие обращается против вас. Холмс – это деятель викторианской эпохи времен упадка, когда империя достигла потолка своей силы и когда империя начинает скукоживаться, потому что Восток оказался больше, Восток оказался неподконтролен. Если угодно, и Холмс в мире – это строгий рассудок в мире страстей. Это разум, со всех сторон окруженный безумием, эротическим помешательством, забвением долга, безумием в разных иррациональных проявлениях, опиумом, кокаином (это для Конан Дойля две противоположные силы, опиум затуманивает, а кокаин проясняет; я надеюсь, это не сочтут пропагандой наркотиков, просто Холмс там многократно упоминает кокаин, как упоминал его Фрейд).

Холмс – огромный мозг, столкнувшийся с иррациональным и неизбежно терпящий поражение в этом столкновении. Поэтому каждый из нас узнает в Холмсе себя. Мы – это одинокий разум, пытающийся навести порядок в огромной детской, где все наши усилия немедленно сходят на нет, но тем они героичнее.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Мог ли подумать Конан Дойл, что его дедуктивный метод в серии книг про Шерлока Холмса приведет к такому количеству подражаний?

Нет, конечно, дедуктивный метод у Холмса не главный, тем более, что, по-моему, Конан Дойл путал дедукцию с индукцией. Дедукция – это, вообще говоря, от общего к частному. А Холмс движется наоборот – от деталей к цели и картине преступления. Мне кажется, что дедуктивный метод – это выдумка. Да и вообще, Конан Дойл ценен нам не этим. Мы ценим Холмса не за игру ума. И, собственно, большинство его догадок – это наблюдение. Мы ценим Холмса (рассказы о Холмсе) за готическую атмосферу, за потрясающие чувство страшного и таинственного. Как вот, например, «Человек с белым лицом». Большая часть преступлений, кстати, имеют сверхъестественную разгадку, как в медузе, которую звали львиная грива, как в этом…

Можно ли простому человеку научиться писать детективы, хотя бы типа таких, как в сериале «След»?

Не называйте себя «простым человеком». Человек сложен по определению. И «обычных людей» не бывает, человек – это необычно по определению. А научиться писать детективы очень просто: надо помнить, что в хорошем детективе ищут не преступника (преступник автору известен), а бога. И вот если вы сумеете превратить свои детективы в богоискательство (такие, как у Агаты Кристи, или как у Конан Дойля, найти raison d’etre, найти принципы, по которому он построен, – если у вас это получится, хорошо. А просто писать детектив… Всегда нужна сверхзадача. «Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустой забавой». Сочиняя детективный рассказ, пытайся понять…

Не могли бы вы назвать ваш любимый детектив?

Я много раз писал о том, что хорош не тот детектив, где автор ищет убийцу, потому что убийцу-то он знает, а тот, где он ищет бога. Наверное, «Преступление Гэбриэла Гэйла» или «Невидимка» Честертона. Все-таки не зря Набоков любил этого писателя. Из детективов Агаты Кристи я предпочитаю «Убийство в Восточном экспрессе» и «Убийство Роджера Экройда». «Десять негритят» — это хороший уровень. Кстати, я не рекомендую книги Кристи и Честертона для изучения языка, потому что все-таки они слишком сложны и путаны с детективной интригой. Тогда читайте Конан Дойла.

Мне атмосферно очень нравятся, конечно, «Пять зернышек апельсина» и «Пляшущие человечки». Именно потому, что страшно не тогда, когда…

Мог ли Конан Дойл читать Федора Достоевского, или некоторые их сюжетные параллели случайны?

Вот любопытная сюжетная параллель: он называл её «эта женщина», для нее был важен её портрет, а потом случился эпизод с участием группы подозрительных людей, бросанием некоторого предмета в огонь и спасением едва не погибших ценностей. После чего она сбежала. Это я про Холмса и Ирэн Адлер, а точнее, про Мышкина и Настасью Филипповну.

Понимаете, приведенные вами сюжетные узлы, если их интерпретировать по Проппу или по структурализму: потрет, влюбленность, бегство и бросание в огонь,— это сюжетные узлы, которые присущи довольно многим романтическим текстам в разных коннотациях. И роковой женский портрет — тут много можно вспомнить «Портертов» в диапазоне от Генри Джеймса до Оскара…

Почему Конан Дойл размышлял о спиритизме и даже написал «Историю спиритуализма»?

Видите, какая история. Вот это сложный вопрос, на самом деле, неоднозначный. Конан Дойл создал своего христологического персонажа — Холмса, с глуповатым другом — Ватсоном, с агентом зла — Мориарти, со смертью и воскресением у Рейхенбахского водопада, со всем набором качеств и чудачеств, которые трикстеру приличествуют. И отсутствие женщины рядом с ним, понятное дело, вкладывается в этот же набор. Но в одном здесь вопрос: мы знаем, что трикстер всегда несет благую весть, несет определенную программу, концепцию, и так далее. Благая весть Холмса — это его рационализм, сугубый прагматизм и, я бы сказал, абсолютный материализм его мышления. Потому что он же, как и всякий трикстер, живет в темные…

Почему Конан Дойль в «Собаке Баскервилей» нагнетает мистический психоз? Зачем нужен намёк на потустороннее зло?

Понимаете, какая штука? Среди черт трикстера (а Шерлок Холмс, безусловно, трикстер) — ну, наличие глуповатого друга, часто повествователя, обязательно смерть и воскресение — наличествует очень важный момент. Почему этот персонаж всегда умирает и воскресает? Потому что он принадлежит прошлому и одновременно будущему, но не настоящему.

Так Христос, один из ряда таких героев (это всё христологическая линия), принадлежит Античности благородной и одновременно Возрождению, но жизнь его приходится на тёмные времена, на период между Античностью и Возрождением.

Точно так же Гамлет принадлежит Возрождению и Просвещению, но между ними идут два тёмных века — и поэтому отсюда…

Почему в романах о Холмсе повествование ведётся от имени Ватсона? И верно ли, что сам Конан Дойль был невысокого мнения о Холмсиане?

Это не так. Он не любил, когда его видели только автором Холмсианы. Но вообще-то «демона с Бейкер-стрит» он любил, был ему благодарен, по крайней мере за своё финансовое благополучие, ну и конечно, за имя в потомстве, я думаю, был бы. Но что касается — почему повествование так ведётся? Это как раз очень точно найденный приём. Мы же тоже видим Дон Кихота глазами Санчо Пансы. Понимаете, всегда именно большее должно являться героем для меньшего, потому что мы не можем охватить, понять мышление Шерлока Холмса. Если бы мы знали, как думает Шерлок Холмс… У него же есть один рассказ, написанный от имени Шерлока Холмса. По-моему, это «Человек с белым лицом»… Или путаю я. Ну, не уверен, но один рассказ точно…