Вот любопытная сюжетная параллель: он называл её «эта женщина», для нее был важен её портрет, а потом случился эпизод с участием группы подозрительных людей, бросанием некоторого предмета в огонь и спасением едва не погибших ценностей. После чего она сбежала. Это я про Холмса и Ирэн Адлер, а точнее, про Мышкина и Настасью Филипповну.
Понимаете, приведенные вами сюжетные узлы, если их интерпретировать по Проппу или по структурализму: потрет, влюбленность, бегство и бросание в огонь,— это сюжетные узлы, которые присущи довольно многим романтическим текстам в разных коннотациях. И роковой женский портрет — тут много можно вспомнить «Портертов» в диапазоне от Генри Джеймса до Оскара Уайльда. И бросание в камин — то, о чем у Кушнера, помните: «Среди знакомых ни одна в камин не бросит денег пачку». Это традиционные атрибуты роковой женщины. Вопрос о том, читал ли Конан Дойл каким-то образом Достоевского — а почему ему не читать? Если Ницше читал, то почему бы ему не прочесть? Конан Дойл следил за мировой литературой; он, как мы знаем, богато одаренный человек. У него замечательно обстоит дело с сюжетной техники. И, разумеется, он следил за авторами такой массовой беллетристики, а Достоевский часто пользовался приемами такого трэша в своих серьезных романах, так что почему Конан Дойлу было не читать Достоевского?
Но я склонен думать (хотя вы красиво выстроили теорию), что это совпадение общеромантических штампов тогдашней литературы. Другое дело, что интересен как христологическая фигура Холмс. Действительно, Холмс и Мышкин — это два разных христологических мифа. У Холмса (я часто об этом говорил) наличествует роковой враг, глупый друг. И женщина рядом с ним немыслима (кстати, потому Ирэн Адлер и не может быть с ним рядом, а он с ней), и с семьей там сложности, и смерть и воскресение наличествуют у Рейхенбахского водопада. Вот Мышкин в этом плане — странное такое зеркало Холмса, и вы подчеркнули в Холмсе его новую евангелистскую природу. У него есть свой завет — попытка вернуться к идеалам просвещения, в довольно темное по разным причинам время викторианства, время далеко не вегетарианское.