Я не верю в перевоплощение авторов в героев. Мне известны очень многие примеры, когда это было. Примеры, когда у Горького появлялись стигмы под действием его собственной прозы. Там его один герой убивал жену ударом в печень. И он, пока это описывал, у него на печени появился гигантский кровоподтек, в области печени на животе. Или Флобер, который испытывал рвоту и тошноту, головокружение, описывая симптомы отравления Эммы Бовари.
Но мне кажется, что это какие-то крайние случаи, какая-то избыточная эмпатия. Писатель ни в кого не перевоплощается. Так мне кажется. Перевоплощается актер. Чудеса такого перевоплощения бывают. Но писатель — профессия принципиально другая. Мне кажется, он чаще всего сводит счеты со своими демонами, с тем, что его мучает и искушает — это не перевоплощение. Он может примерить ту или иную маску, побыть тем или иным злодеем, очень часто начинает оправдывать его изнутри, что для меня, в общем, опасный ход.
Ну, как пишешь о Сталине и начинаешь понимать Сталина. Мне Радзинский честно сказал в интервью, что если бы он… Он 10 лет писал трилогию «Апокалипсис от Кобы». Один раз написал, второй переписал, он сказал: «если б я переписал в третий — это была бы сталинистская книга, просталинская, потому что начинаешь понимать». Так что, писатель в эмпатию не должен заигрываться. Ну, риски такого перевоплощения описаны у Зорина, например, в «Юпитере». Описаны они, кстати говоря, и у Горького в такой пародийной, иронической форме в «Русских сказках». Писатель все-таки должен быть хозяином своего подсознания. Это единственная профессия, которая дает власть над ним.
Побродите по сайту американского издательства русской литературы! Оно издало Тайные записки Пушкина в 1986 году - адрес:
http://www.mipco.com
http://www.mipco.com/SJAd.html