Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература
История

Что вы думаете о Валентине Пикуле? Согласны ли вы, что его личность осталась загадкой?

Дмитрий Быков
>250

По-моему, никакой загадки нет. Но в любом случае, это был замечательный  опыт (без преувеличения) освоения массового жанра. Российская беллетристика – совершенно справедливо многие тогда это замечали – была представлена Юлианом Семеновым в жанре «политические хроники» и Валентином Пикулем в жанре «хроники исторические». Это те сферы, которые в любой нормальной литературе самые плодотворные, самые, на самом деле, знаете, «пушечные». Потому что там бестселлер по определению возможен и по определению возникнет. Например, либо исторические сочинения Акройда, либо биографические сочинения Моруа, – это всегда бестселлер (да и в любой литературе так), вне зависимости от того, согласны вы или не согласны. Кстати, Берберова прекрасно на этом зарабатывала. Ее книги о Блоке и Чайковском  – это в некотором смысле эталонные западные биографии.

Проблема в том, что в Советском Союзе этих сфер как бы не было. Потому что, во-первых, существовала государственная монополия на историю. Нельзя было трактовать ее неправильно. Во-вторых, надо было писать какие-то скучные книги о производительных силах и производственных отношениях, а Пикуль с его авантюрными романами (где, собственно, личность в истории только и занимательна) совершенно не вписывался в советскую традицию, у него было недостаточно хорошо описано рабочее движение. Даже «Петру Первому» в изображении Алексея Толстого вменялся почти марксизм, и ему приходилось все время народных самородков, что было, я думаю, чудовищно скучно. Интереснее же писать про блистательных аристократов и аристократок, а не про то, как в это время – как в классическом анекдоте – в подвале проходил третий съезд РСДРП.

Можно было бы, наверное (совершенно этого не отрицаю), задумай Пикуль «На задворках великой империи» как великий роман, и если бы это можно было тогда, можно было бы написать блистательный авантюрный роман о русских революционерах, о русских экспроприациях, о Ленине, о его азарте революционном. Такую попытку мы с Максимом Чертановым предприняли в романе «Правда», который остается довольно популярным, спасибо читателю (судя по тому, что его на каждой творческой встрече за рубежом приносят на автограф, вывозили его из России с любовью). 

Можно было бы написать блистательный авантюрный роман о третьем съезде РСДРП, если бы тогда такой роман разрешили (и если бы сейчас РСДРП была бы кому-нибудь интересна). А я, честно говоря, с наслаждением бы взялся, потому что конспиративные связи Ленина, сама ленинская деятельность – противоречивая, азартная, очень прагматическая и при этом часто нелепая (как мечта Ленина прилететь в Россию в 1916-1917 году на воздушном шаре – у него было много таких прелестных нелепиц). При этом он бы, конечно, садюга, когда дело доходило до оппонентов. Ленин – это тема вполне достойная. Но, к сожалению, даже данилкинский «Пантократор солнечных пылинок» получился, при всем уважении, довольно скучной книгой. Мы там видим Ленина-теоретика, видим Ленина-идеолога, но Ленина-практика мы практически не видим: он очень хорошо конспирировался.  В любом случае, мне хотелось бы почитать такую книгу, но ее сейчас написать некому. Пикуля нового не появилось. А о том, почему его не появилось, мы, кстати, с вами поговорим. 

Хотя почему не появилось? У нас ведь есть историческая беллетристика Акунина. Просто Акунин по сравнению с Пикулем человек гораздо более серьезный. Это человек с убеждениями, со своей системой взглядов, со своей концепцией аристономии, весьма интересной, со своим представлением  о благородном муже. А вот просто беллетриста исторического у нас нет. Попытки делались, попытки были неинтересными. Потому что подходить к истории, даже к паралитературной, без своей концепции – это довольно мертвое дело. У Пикуля концепция была.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему роман «Что делать?» Николая Чернышевского исключили из школьной программы?

Да потому что систем обладает не мозговым, а каким-то спинномозговым, на уровне инстинкта, чутьем на все опасное. «Что делать?» — это роман на очень простую тему. Он о том, что, пока в русской семье царит патриархальность, патриархат, в русской политической жизни не будет свободы. Вот и все, об этом роман. И он поэтому Ленина «глубоко перепахал».

Русская семья, где чувство собственника преобладает над уважением к женщине, над достоинствами ее,— да, наверное, это утопия — избавиться от чувства ревности. Но тем не менее, все семьи русских модернистов (Маяковского, Ленина, Гиппиус-Мережковского-Философова) на этом строились. Это была попытка разрушить патриархальную семью и через это…

Какие есть романы в жанре альтернативной истории про Февральскую или Октябрьскую революции?

Конечно, нескромно называть роман «Правда» (мой и Максима Чертанова), но нельзя не назвать роман Яна Валетова «1917», где в центре событий поставлен совершенной другой человек – миллионер  и сахарозаводчик. Вы легко угадаете, кто. Я, конечно, говорить не буду. Но роман Валетова «1917»  писался как сценарий сериала. Валетов вообще очень хороший писатель («Ничья земля» – пророческая тетралогия), да и друг мой близкий. Я днепровскую литературную школу ценю выше всего. Валетов – важный для меня человек, на которого я оглядываюсь, за чьими реакциями я слежу, жду, что он напишет сейчас. Он взял паузу на время войны и занят совсем не литературными делами. Но что бы он ни делал, он писатель…

Не могли бы вы рассказать в чем была суть вашего спора с Юлией Кантор на лекции о революции 1917 года?

Жестокий был спор. И вообще… Ну, Кантор — сильный лектор, её не отпускали часа три, там она ещё отвечала на вопросы, хотя я уж и так, и сяк кричал, что караул устал, но тем не менее мы доспорили. Что касается нашей с ней полемики, она происходит по одному вектору, по одному разделению, и довольно очевидному. Мы, пожалуй, сходимся на том, что революция эта не осуществила ни одной из своих задач: ни рабочим не достались фабрики, ни крестьянам — земля и хлеб, ни мир — народу. Ничего не произошло.

Но я настаиваю на том, что даже против всякого желания Ленина, который ни секунды не был романтиком, эта революция подарила нации наивысший духовный взлет за всю её историю. Вот на этом я настаиваю. Потому что не…

Как вы считаете, положительные образы советской власти созданы пропагандой в СМИ или в литературе? Какие произведения о работе ЧК, КГБ, Сталина и Ленина вы считаете наиболее достоверными?

Ну, видите ли, мне кажется, что здесь больше всего, если уж на то пошло, старался кинематограф, создавая образ такого несколько сусального человечного Ленина и мужественного непоколебимого Сталина (о чем мы говорили в предыдущей программе). Но в литературе, как ни странно, Ленин почти отсутствует.

Что касается чекистов, то здесь ведь упор делался на что? Это был редкий в советской литературе дефицитный, выдаваемый на макулатуру детективный жанр. И в силу этой детективности (ну, скажем, «Старый знакомый» Шейнина или «Один год» Германа), в силу остросюжетности сочинения про чекистов читались с интересом. А про шпионов? А «Вот мы ловим шпионов»? Ведь когда писали про чекистов — это же не…

Почему Владимира Ленина волновала судьба политического деятеля Юлия Мартова?

Да потому что Мартов был одним из его немногих друзей. У Ленина же друзей было очень мало. Вот Цедербаум (он же Мартов) действительно ему нравился по-человечески, был ему симпатичен. Понимаете, очень трудно поверить в то, что Ленину какие-то люди были милы. Вот он там с Зиновьевым был на «ты», как считается, и Зиновьев вместе с ним скрывался в Разливе. Как остроумно сказано у Веллера в «Самоваре»: «На картинах изображается обычно в виде чайника». Он дружил, безусловно, то есть дружеские чувства испытывал к Свердлову, Цедербаум-Мартов нравился ему, по-человечески был ему симпатичен, и не зря Горький эту симпатию отмечал. Кстати, трудно сказать, испытывал ли Ленин симпатию к Горькому.…

Почему Михаил Ардов сказал, что текст Чернышевского «Что делать?» не имеет художественных достоинств? Как вы относитесь к этому произведению?

Ну, видите ли, «Что делать?» — это текст, о котором каждый имеет право высказываться в меру своего вкуса. Я очень люблю Михаила Викторовича Ардова. Это один из наиболее уважаемых мною мемуаристов, замечательный, по-моему, священник, просто по нравственным своим качествам, насколько я могу об этом судить. О ересях, об отношении его к РПЦ, о том, насколько законно он получил своё священство,— это давайте… Все эти сложности хиротонии и прочих внутренних дел обсуждают люди, которые действительно принадлежат к Церкви, причём именно к иерархам. Я могу об Ардове судить как о писателе и критике. Писатель он хороший.

Что касается «Что делать?». Я довольно много писал об этой книге. «Что делать?» —…