Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Что вы думаете о творчестве Алексея Ремизова?

Дмитрий Быков
>250

Для меня Ремизов – лучший русский прозаик Серебряного века, хотя конкуренция большая. Тут и Бунин, тут и Мережковский, тут и Гумилев с его критическими и прозаическими опытами (например, с совершенно гениальными «Веселыми братьями»), тут и Алексей Н.Толстой, и Замятин. Но для меня Ремизов – самый среди них непосредственный. Понимаете, я думаю, что Василий Васильевич Розанов как вдохновитель «Розановых писем» («Кукхи») уже имеет одну главную бесспорную заслугу перед литературой. «Кукха», конечно, гораздо лучше сделана, чем то, что Розанов писал сам. 

Ремизов – это абсолютно великий писатель. Я не затрагиваю его как мыслителя, да и не думаю, что он мыслителем был. Я думаю, что он – первый русский экспрессионист; я думаю, что он – писатель невероятной пластической выразительности и изобразительной силы. Я думаю, что «Крестовые сестры», при всей их тягомотности, но она нужна: это книга, действительно выматывающая душу;  – эта книга про Глотова и Маракулина из всех изображений маленького человека в русской литературе, русского юродства  – самая мощная, самая трагическая.

Я жутко люблю Ремизова – и «Взвихренную Русь», и «Подстриженными глазами», и его обработки сказок, и его похабные сказки, например, про финик султана, и его мемуары, его литературные портреты, – все это для меня какое-то удивительное средоточие русского духа, русской души – сентиментальной, страдающей, уязвленной. Особенно мучительно мне, конечно, думать о слепом, уже старом Ремизове, который наизусть начитывает на известной записи кусок из «Вия». И слышен этот голос – сначала старческий, дребезжащий, но потом набирающий невероятную мощь. Вот Ремизов, читающий Гоголя, – это явление грандиозное. Для меня Ремизов – писатель, не имеющий себе равных по пластике и по интонационной, интимной убедительности, достоверности.

Пожалуй, всю его путаницу, многословие, филосемию в сочетании с юдофобией можно простить (хотя кто я такой, чтобы ему прощать) именно за интимность его интонации. Для меня именно проникновение в читательскую душу, вот этот разговор на тонкой, дребезжащей, болезненной ноте, на ноте одновременно жалкой и властной, покоряющей, – это для меня основа розановского обаяния, и, конечно, это есть и в Ремизове.

Но ведь Ремизов действительно не философ. Ремизов гораздо более беспомощен, он до конца дней оставался ребенком. Поэтому, собственно, и жена его, Серафима Петровна Довгелло, всегда казалась старшей по отношении к нему, всегда казалась не столько женой, сколько матерью. Ремизов в смешных дурацких кофтах, с его юродством, с его вечной полунищетой, с его раздачей орденов Обезвелволпала (обезьяньей великой вольной палаты), с его замечательными шутками литературными, адресованными то Блоку, то Пришвину. Лучший очерк о Ремизове – у Эткина в «Хлысте». Там душа его каким-то образом раскрылась. Да, это я очень люблю, конечно.  Да и потом, Ремизов – он такой уязвимый. Я люблю, когда писатель не то чтобы жалок, а когда он не защищен.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Лидия Гинзбург назвала поэтику Блока — поэтикой стиля в эпоху стилизации, приводя в пример Брюсова, Кузмина и Северянина? Согласны ли вы с этим определением Серебряного века? Как наше время могут назвать исследователи спустя время?

Понятно, что наш век совсем не бронзовый… Свой Серебряный век мы пережили в 70-е годы, уже упомянутые. Там типологически очень много сходного. Я согласен с тем, что Блок — это поэзия стиля, но совершенно не согласен с тем, что это эпоха стилизации. Видите, такое пренебрежительное отношение к Брюсову мне совершенно несвойственно и непонятно. Где Брюсов стилизатор? Только во «Всех напевах», а «Tertia Vigilia» — это абсолютно самостоятельное произведение; кому-то нравится этот слог, кому-то не нравится. Мне кажется, что у Брюсова есть свой голос.

Бунин не стилизатор абсолютно, кого он стилизует в «Одиночестве»: «И ветер, и дождик, и мгла… Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку…

Согласны ли вы, что «Крестовые сёстры» Алексея Ремизова — самое мрачное, что доводилось читать в русской литературе? Каково ваше мнение об этой повести?

Я с этим согласен. Очень высоко ценю эту вещь, я люблю эту повесть. Я считаю Ремизова гениальным русским писателем. Это одно из самых мрачных, самых сильных, самых стилистически цельных произведений русской литературы. У Ремизова вообще мне всё нравится: и «Кукха: Розановы письма», и безумно мне нравится у него… Да на одно объяснение того, что такое «кукха», могла бы уйти вся программа (вот эта звёздная влага жизни, звёздная сперма, влажность). Безумно нравится мне и «Подстриженными глазами», и «Взвихрённая Русь». Меньше нравятся «Пруд», «Часы» и вообще его ранняя беллетристика. «Крестовые сёстры» — книга, на которой он переломился, книга, с которой он начался. Вот Глотов и Маракулин —…

Кто занимался интерпретацией сказок Александра Пушкина? У кого можно об этом почитать?

Не случайно, что многие спрашивают об этих сказках, потому что описанные в них ситуации — прежде всего «Золотой петушок» или «Сказка о попе и работнике его Балде» — все это становится пугающе актуальным. Ну, понимаете, не так уж много я могу назвать работ, которые бы анализировали прицельно пушкинские сказки. Помимо прицельно существующих многочисленных работ о фольклорности, народности Пушкина (все это, как вы понимаете, в сталинский период советского литературоведения активно насаждалось), я назвал бы прежде всего работу Ахматовой о фабульном генезисе «Сказки о золотом петушке». Она возвела это к Вашингтону Ирвингу и торжествующе обнаружила эту книгу у Пушкина в библиотеке.

А…

Почему многие писатели Серебряного века одержимы идеей познания народа через сектантство? Можно ли считать роман «Серебряный голубь» Белого признанием ошибочности таких идей?

Нет, «Серебряный голубь», который я лично считаю вершиной Белого-прозаика или, по крайней мере, последним текстом, где он еще контролирует своих демонов,— так вот, он об ошибочности совсем других идей. Проблема героя там в том, что он хочет сблизиться с народом, а народ хочет его сожрать. И любовь его к прекрасной, страшной, рыжей, грязной, синеглазой жене главного сектанта, столяра,— это любовь скорее умозрительная, теоретическая. Не то чтобы она его чем-то пленила, он просто видит воплощение в ней неких сил. Вообще Дарьяльский — в известном смысле, конечно, автопортрет. Весьма неслучайна его фамилия, связывающая его с Дарьяльским ущельем. Он действительно такое скорее ущелье, бездна,…