Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Почему многие писатели Серебряного века одержимы идеей познания народа через сектантство? Можно ли считать роман «Серебряный голубь» Белого признанием ошибочности таких идей?

Дмитрий Быков
>100

Нет, «Серебряный голубь», который я лично считаю вершиной Белого-прозаика или, по крайней мере, последним текстом, где он еще контролирует своих демонов,— так вот, он об ошибочности совсем других идей. Проблема героя там в том, что он хочет сблизиться с народом, а народ хочет его сожрать. И любовь его к прекрасной, страшной, рыжей, грязной, синеглазой жене главного сектанта, столяра,— это любовь скорее умозрительная, теоретическая. Не то чтобы она его чем-то пленила, он просто видит воплощение в ней неких сил. Вообще Дарьяльский — в известном смысле, конечно, автопортрет. Весьма неслучайна его фамилия, связывающая его с Дарьяльским ущельем. Он действительно такое скорее ущелье, бездна, провал духа, пытающийся заполнить внутреннюю пустоту.

Что касается вот этой Матрены роковой, то действительно очень глубока мысль Белого о том, что мы там видим, условно говоря, источник, а там бездна. Что мы видим в сектах и народной вере источник просветления, а там зверство. И по большому счету, конечно, в изображении сект и сектантов пошел Горький в «Самгине», где Марина Зотова уже просто вождь чего-то сатанинского, чего-то омерзительного, притом что сама она — самая привлекательная героиня книги. Более привлекательная, чем даже Лидия Варавка. А вот в «Серебряном голубе» замечательно была угадана эта вечная ошибка, которая потом была повторена главным героем романа «Остров Крым», вот этим супермачо крымским, который попытался увидеть в большой России источник силы и обновления, а его просто слопали. Интеллигенту не надо слишком сближаться с бездной — бездна посмотрит в него.

Это, конечно — как замечательно написал Александр Эткинд,— «архетип слабого человека культуры», которого народ поедает. Но при этом это еще и великолепный образ этой героини рыжей, ведьминской. Это образ обманчивого, привлекательного зверства; героини, которая страдает, как ни странно, которая сама тяготится своей непроявленностью, своей похотливой жадностью. Это очень важная повесть-предупреждение, и слава богу, что Андрей Белый пошел в жизни другим путем, правда, ничуть не более спасительным. Я думаю, что в судьбе Дарьяльского отрефлексирована судьба АМД, Александра Михайловича Добролюбова, который стал вождем секты и пропал, исчез. Обнаружился, благодаря долгим архивным изысканиям, в конце войны в Нагорном Карабахе, где работал печником.

А почему секты становятся источником расследования народной веры? Потому что официальная церковь не имеет к народной вере никакого отношения, не выражает ее, не соотносится с ней, не зависит от нее, по большому счету. Да, она легализует какие-то его инстинкты, но, к сожалению, чаще они легализуются через так называемые «психические эпидемии», как называли в свое время в России поголовное сектантство на юге. Вот это действительно похоже на психическую эпидемию, да и «Белое братство» и было такой психической эпидемией. Впервые этот термин появился применительно к секте малеванцев, чрезвычайно интересной. Тоже они, в общем, как все такие секты, были эсхатологическими, апокалиптическими, тоталитарными по своей сути.

Русская народная вера постигается чаще всего или через хлыстов, или через скопцов, или через бегунов. Во всяком случае, тут нечего добавить к книге Эткинда «Хлыст», которая, на мой взгляд, и послужила рецепцией принятия, трактовки и восприятия народной веры в литературе Серебряного века. Книга сложная, довольно субъективная, некоторые выводы считаются там крайне полемичными, но мне все равно считается, что это лучшее исследование народной веры, отношений Пришвина, Блока, Горького к этой проблематике.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему вы хвалите писателей, искавших новые формы, а сами не используя в своих произведениях довольно традиционное повествование?

Ну, «Квартал» не традиционен хотя бы уже потому, что это книга другого жанра — это проживание, а не роман. Вы должны её проживать в процессе её чтения, вы — её главный герой. Вот в этом заключается новаторство. А написана она как раз довольно понятным образом, чтобы вы могли это проживание в мой любимый период — с 15 июля по 15 октября, вот такой ранней осенью,— осуществить. (Может быть, потому, что этот период сейчас соответствует моему самоощущению.) Кстати говоря, спасибо всем, кто присылает трогательные отчёты о прохождении «Квартала», рассказывает о том, как избавился от депрессии, выгодно женился, уехал за границу и нашёл работу. Спасибо, братцы! Я знал, что это действует.

Что касается…

Придумал ли Федор Достоевский образ Петербурга — мрачный и зловонный город, сводящий с ума?

Дело в том, что Достоевский никакого Петербурга не придумывал. Достоевский описал Лондон Диккенса.

Если вы бывали в Петербурге (возможно — наверное, вас заносила туда судьба), вы могли обратить внимание на то, что это город светлый, ровный, прозрачной, очень дружелюбный к туристу. Один из самых красивых городов мира. А то, что описывает Достоевский — это Лондон, как он его вычитал у Диккенса.

Конечно, на Петроградской стороне есть мрачные и зловонные окраины. Они и сейчас есть, и тогда были. Но тем не менее, Сенная — район, где жил Раскольников — это всё-таки центр Петербурга. Я понимаю, что каморка Раскольникова похожа на гроб. Но каморками, переулками и подворотнями этот…

Что нового открыл Андрей Белый в своей книге «Мастерство Гоголя» о творчестве Гоголя?

Да очень много нового, это принципиально новые подходы. Я думаю, что как «Мудрость Пушкина» Гершензона была, по верному замечанию Жолковского, первой книгой о пушкинских инвариантах, так и «Мастерство Гоголя» — первая структуралистская книга о Гоголе. Во многих отношениях это книга, предвосхитившая работу Синявского «В тени Гоголя», вполне структуралистскую тоже, формалистскую в лучшем смысле слова. И во многом, конечно, Белый опирается на опыт младоформалистов, на опыт Эйхенбаума, скажем. Мне кажется, что это была попытка такого грандиозного прорыва, понимания, как у Гоголя сделан пейзаж, персонаж.

Белый же был замечательным филологом. Он пишет очень сложным языком, и у него…

Как вы думаете, «Петербург» Белого — это превознесение города сверхчеловека (Петра I) или наоборот, преодоление петровского мифа?

Трудно сказать. Я никогда не задавался этим вопросом. Совершенно точно, что это не преодоление петровского мифа. Скажем иначе: это ни то, ни другое, а это попытка синтеза. Ведь неслучайно этот роман — вторая часть трилогии «Восток или Запад», третья часть которой оказалась не дописана. Первая часть — «Серебряный голубь» — такой апофеоз Востока, иррациональных верований, сектантства. А «Петербург» — это конфликт Востока и Запада, где Аблеухов с его татарскими корнями и с его татарским представлением о государственности сталкивается с представлением европейским. Там же отец — европеец, а сын — азиат. Вот такое страшное противопоставление: Николай Аполлонович противостоит Аполлону…

Согласны ли вы, что «Крестовые сёстры» Алексея Ремизова — самое мрачное, что доводилось читать в русской литературе? Каково ваше мнение об этой повести?

Я с этим согласен. Очень высоко ценю эту вещь, я люблю эту повесть. Я считаю Ремизова гениальным русским писателем. Это одно из самых мрачных, самых сильных, самых стилистически цельных произведений русской литературы. У Ремизова вообще мне всё нравится: и «Кукха: Розановы письма», и безумно мне нравится у него… Да на одно объяснение того, что такое «кукха», могла бы уйти вся программа (вот эта звёздная влага жизни, звёздная сперма, влажность). Безумно нравится мне и «Подстриженными глазами», и «Взвихрённая Русь». Меньше нравятся «Пруд», «Часы» и вообще его ранняя беллетристика. «Крестовые сёстры» — книга, на которой он переломился, книга, с которой он начался. Вот Глотов и Маракулин —…

Что вы думаете о творчестве писателей-орнаменталистов школы Пильняка? Почему всех авторов, писавших в этом стиле— расстреляли? Для чего сейчас сценаристы заимствуют эпизоды из их произведений — того же Артёма Весёлого?

Я не думаю, что они у него заимствуют. Мне кажется, что они вообще о нём не знают. Не всех расстреляли писателей, пишущих в таком стиле. Просто действительно Пильняк — наиболее влиятельная фигура в русской литературе 20-х годов, в прозе. Влиятельная потому, что вообще в 20-е годы пришло такое торжество второго сорта. Не потому, что Пильняк — уж такой принципиально второсортный писатель. Нет. Потому что Пильняк — это такая довольно бледная копия Андрея Белого с его завиральными повествовательными идеями, с его энергией повествовательной, с его приёмами. Белый был гением, но почти нечитабелен. Пильняк гораздо проще для усвоения. Он действительно ученик Белого, тяжёлая ладонь Бугаева всё время…