Войти на БыковФМ через
Закрыть
Кино

Что вы думаете о режиссере Жан-Жаке Бенексе?

Дмитрий Быков
>250

Царствие ему небесное, ушел он 13 января в 2022 году. Я Бенекса очень люблю, прежде всего «Тридцать семь и два по утрам», потому что там потрясающая Беатрис Даль, которая просто была одним из моих идеалов и объектов мечтаний. Но при этом я люблю «Тридцать семь и два…» на такое, как в «Горькой луне» Поланского, исследование психологии любящих: как они звереют от сильной взаимной тяги, которая не находит никакого разрешения. Думаю, что корейская картина «Belle», бенексовские «Тридцать семь и два» и замечательная эта «Горькая луна» — три самых точных исследования страсти в мировом кинематографе. Откровенных, конечно, но мы любим их не за это.

Действительно, ты немножко звереешь; действительно, в тебе раскрепощаются какие-то животные черты. Вообще еще есть недурной российский фильм «Качели» с Мерзликиным и Мироновой, где тоже два страстно влюбленных человека не понимают, что происходит: они глупее, чем их любовь. И эта любовь заставляет их совершать чудовищные глупости и, пожалуй, преступления. Нет, я Бенекса очень сильно люблю.

«Луна в сточной канаве» — это прелестная картина, такая подростковая, может быть, самая наивная там роль Депардье, там еще очаровательная Настасья Кински. «Дива» никогда не производила на меня впечатления, хотя там совершенно очаровательные все актеры. Действительно, знаете, говорят, что Бенекс — это такое необарокко, а я бы рискнул сказать, что это такая одесская студия. Понимаете, это такое кино, Марсель, портовый город — это приморские страсти Одессы. И вот «Луна в сточной канаве» — это такое романтическое, такое подростковое кино, с этим грузчиком, докером влюбленным… Я не думаю, что это слишком претенциозно. Ну какое это необарокко? Необарокко все-таки подразумевает какую-то сложную развесистую мысль, какую-то форму с лейтмотивами, перекличками. А здесь все эти морские рассветы и закаты — это 70-е годы хорошего одесского кино, где море входит в жизнь героев… Это, кстати, важная тема, морская тема в одесской студии. Ведь море обозначает какой-то важный смысл, помимо бытового. Море — это какой-то смысл, которого люди не сознают, но, приезжая к морю, осознают, что есть что-то, кроме быта.

Кстати, в фильме Тодоровского «Одесса» эта тема очень хорошо проведена, когда море становится символом абсолютной ценности: в него заходит герой Ярмольника, надеясь напиться этой холерной воды, в него ныряет герой Цыганова. Именно вхождение моря в жизнь как вхождение какой-то небытовой темы. Я, кстати, очень огорчен, что эта картина, в которой увидели прежде всего, может быть, историю о холере, не подверглась сколько-нибудь сложному анализу, потому что там тема моря, входящего в жизнь… Точно так же, как в «Гипнозе» у того же Тодоровского снег, который засыпает в Москву (такие снегопады были только в 70-х, сейчас такого не бывает), заваливает тогдашнюю, пустующую по ночам Москву нашего детства, которую и снимает Тодоровский, ведь это из его детства тоже история, — так вот, этот снег — напоминание о стихии, которая врывается в жизнь. Стихия подсознания, которую там олицетворяет Суханов, и стихия снега, которая заметает жизнь помимо нашей воли. Сейчас он снял еще «Надвое»… но два последних по времени и самых сложных фильма Тодоровского, очень литературного режиссера, где визуальность важнее смысла. — мне жаль, что они остались совершенно без анализа. А к Одессе — и к фильму, и к городу — я отношусь как раз с глубочайшей любовью.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Известны ли вам случаи, когда глупый человек стал умным?

Известны, но, разумеется, не под влиянием чтения. Помните, у Киры Муратовой в «Коротких встречах» замечательный диалог, девочка говорит: «Зачем вы стали мне давать книжки? В результате я от своих отстала, а к вам, умным, не пристала». Она и так, и до этого была нестандартной, она задумывалась, но просто читая книги, ты не можешь перейти ни в другой класс, ни в другой тип. Это на человека влияют другие вещи, сложная эмоция влияет на него. Мне известны люди, которые под действием любви поумнели.

Я вам даже скажу, что в искусстве тоже этот феномен отчасти отыгран. У нас есть актер этой темы — это Мерзликин, потому что Мерзликин всю жизнь играет простых типажей, с которыми происходят…

Почему фильм Валерия Тодоровского «Одесса» русскому человеку кажется гораздо ближе, чем «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино?

Мне тоже, но это и понятно. Все-таки это про нашу жизнь. «Тарантино снял кино о своем детстве, Тодоровский — о своем и моем. Смех сквозь слезы. Но не покидало ощущение некоторой соотнесенности с «Тихим Доном», «Унесенными ветром», «Леопардом», «Одиночеством».

Шел 1970-й, время разломное, ведь это тоже о распаде культуры и семьи. И «Француз» тоже очень важное кино со сценой с сестрами Обрезковыми…» Да, сцена с сестрами Обрезковыми — потрясающая роль. То, что там творят две актрисы, это действительно высочайший класс. Собственно, класс их не подвергался сомнению.

Для меня вообще «Француз» — фильм важный именно по трезвой горечи своей интонации. Что касается темы разлома. Я не…

Какие ваши главные киновпечатления?

Их два. Видите, я посмотрел, милостью создателей, два новых фильма. Один прислал мне Александр Велединский — показал мне свою новую картину «В Кейптаунском порту». Я читал когда-то ее сценарий, он мне показался крайне интересным. Я тогда сказал ему, что это невозможно снять, у тебя сюжет расползется. Но он снял эту картину. Я всегда говорил, что Велединский — очень классный сценарист, рассказчик, не зря он один из сценаристов «Бригады». Он вообще начинал со сценариев. И вдруг он снял такое кино. Кино с большой буквы, кино par excellence. Я очень давно не видел настолько киногеничной картины.

На этом фоне очень многое из современного кинематографа (не буду называть имен, чтобы никого не…

Каких авторов вы порекомендовали бы для укрепления уверенности в себе?

Домбровского, Лимонова, Драгунского (и Виктора, и Дениса) – людей, которые пишут о рефлексии человека, вынужденно поставленного в обстоятельства большого испытания, большой проверки на прочность. Вот рассказ Виктора Драгунского «Рабочие дробят камень». Денис Драгунский вообще весь способствует воспитанию уверенности в себе. Ну как «воспитанию уверенности»?» Видите, Денис вообще, на мой взгляд, великий писатель, сегодняшний Трифонов.

Я знаю очень мало примеров (наверное, всего три), когда литературный талант отца так полно воплотился в детях. Это Драгунский – Виктор, Ксения и Денис. Это Шаровы – Александр и Владимир. Это Радзинские – Эдвард и Олег. Потому что Олег и Эдвард…

Что вы знаете о Владимире Краковском? Правда ли, что его преследовал КГБ за книгу «День творения» и после этого он ничего не написал?

Краковский, во-первых, написал после этого довольно много. Прожил, если мне память не изменяет, до 2017 года. Он довольно известный писатель. Начинал он с таких классических молодежных повестей, как бы «младший шестидесятник». Их пристанищем стала «Юность», которая посильно продолжала аксеновские традиции, но уже без Аксенова.  У Краковского была экранизированная, молодежная, очень стебная повесть «Какая у вас улыбка». Было несколько повестей для научной молодежи. Потом он написал «День творения» – роман, который не столько за крамолу, сколько за формальную изощренность получил звездюлей в советской прессе. Но очень быстро настала Перестройка. Краковский во Владимире жил,…

Почему вам не нравится экранизация романа «Мастер и Маргарита», сделанная Владимиром Бортко? Какой вы видите идеальную экранизацию Михаила Булгакова?

Понимаете, я не думаю, что у меня прохладное отношение к этому фильму. Я к этому фильму равнодушен. Нет, понимаете, если ты берешься экранизировать такую вещь, как «Мастер и Маргарита», тебе мало напроситься в соавторы к Булгакову. Тебе надо прочесть этот роман по-своему, тебе надо предложить концептуально иное прочтение книги, актуализировать в ней какую-то другую линию, например, показать, что такие, как Воланд и Пилат, единственные, кто может управлять этим миром. И они поэтому присланы сюда. Вот, скажем, визуализировать как-то концепцию Александра Мирера, что настоящий Христос как бы разделен у Булгакова на ипостась силы (условно говоря, на Пилата и Афрания) и ипостась добра (условно…

Кого бы вы назвали вашей любимой зарубежной актрисой?

Знаете, может быть, Жирардо… Тут, понимаете, поневоле начинаешь искать какой-то идеал внешности. Я не знаю, Бриджит Бардо в молодости, времен «Бог создал женщину». Или, может быть, я обожаю всех красавиц европейского кино 70-х годов, но я не могу же я сказать, что моя любимая актриса – Джулия Кристи или Сильвия Кристель. Хотя так совпало, что они ближе всего к моему идеалу женской красоты.

Из нынешних… Понимаете, в русском кино у меня есть четкий идеал женской красоты, это все понятно. Это Вера Глаголева. Я когда ее видел, у меня всегда дух перехватывало. Я никогда не мог смотреть на нее просто как на человека, она всегда была для меня таким божеством. Из ныне живущих зарубежных актрис мой…

Согласны ли вы, что в фильме Игоря Гостева «Беспредел» показано, что революция в России невозможна?

Нет, я так совершенно не думаю. Просто в фильме Гостева «Беспредел» показано то, чем обернется революция в России. Она обернется беспределом. Но сказать, что она невозможна и что она всегда будет оборачиваться так, беспределом,— нет, нельзя. Это верное предсказание о том, какова будет природа российских перемен. И Руслан Чутко, который сначала сыграл Плюмбума, а потом главного героя «Беспредела», он, мне кажется, многое почувствовал. Хотя «Плюмбум», конечно, как фильм, как произведение искусства, как метафора гораздо выше, чем «Беспредел», гораздо талантливее. Видите ли, то и произошло в России, что свобода выразилась в издевательстве над самой идеей свободы. Это очень горько. Наверное,…