Мне тоже, но это и понятно. Все-таки это про нашу жизнь. «Тарантино снял кино о своем детстве, Тодоровский — о своем и моем. Смех сквозь слезы. Но не покидало ощущение некоторой соотнесенности с «Тихим Доном», «Унесенными ветром», «Леопардом», «Одиночеством».
Шел 1970-й, время разломное, ведь это тоже о распаде культуры и семьи. И «Француз» тоже очень важное кино со сценой с сестрами Обрезковыми…» Да, сцена с сестрами Обрезковыми — потрясающая роль. То, что там творят две актрисы, это действительно высочайший класс. Собственно, класс их не подвергался сомнению.
Для меня вообще «Француз» — фильм важный именно по трезвой горечи своей интонации. Что касается темы разлома. Я не думаю, что здесь есть соотнесенность с «Тихим Доном» и «Унесенными ветром», хотя они говорят о распаде социума. Тодоровский, скорее, ставит себе другую задачу. Он хочет показать, как жалкая советская убогая мораль разлезается в условиях близости смерти и как люди начинают реально сходить с ума, нравственное сумасшествие. Отец идет доносить на дочь, у мужчины вспыхивает любовь к девочке, пограничники стреляют по мирным рыбаками. То есть момент хрупкости советской безбожной морали перед лицом экзистенциальных испытаний. Тодоровский хотел, я уверен, снять про это. Картина получилась более милой, более мягкой и ностальгической, но заложен в ней был довольно сильный взрывной потенциал.
Понимаете, тут, конечно, смотря с чем соотносить, это совершенно разный художественный уровень и разное время… Это с быковским «Сотниковым», где Рыбак — хороший советский человек — не выдерживает катастрофических испытаний и становится Иудой, а Сотников выдерживает именно потому, что в нем есть что-то, кроме советского. У него есть христианский запас, есть интеллигентский запас. У него есть совесть, есть стыд. Мало быть хорошим советским для того чтобы вывести сверхчеловеческое и сверхужасое. Вот в этом очень важная мораль, которая, к сожалению или к счастью, есть и в «Одессе». Советское не выдерживает испытания смертью, нужно что-то сверх этого. Или, по крайней мере, поверхностно советское, идейное. Вот то, что там сыграл Ярмольник.