Девушка была, безусловно. А вот какую травму мальчик таким образом обтанцовывает в своем сознании, пытаясь понять, была она или нет?
Понимаете, это вообще такая сумеречная картина — всё время снег, всё время снегопад, такая путаница. «Снегопад» — вообще любимый текст Тодоровского, самойловский. И все ключи к фильму, конечно, там. А в «Снегопаде» была девушка или нет? Он же заснул у нее дома. Ну, там всё сложно.
Это я к тому, что там неважно, была ли девушка. «Гипноз» — это фильм о состоянии души подростка в тоталитарной стране, о сне разума. Понимаете, картина с тем же успехом могла бы называться «Сон разума». Там очень глубокие подтексты. И Мульменко их написал, и Тодоровский их придумал. Конечно, если бы он сам писал сценарий, это было бы больше похоже на «Любовь» — мой любимый фильм.
Но, в общем, «Гипноз» содержит такие глубокие смыслы, такие прелестные картины! Мне, человеку, жившему тогда, он столько говорит! Это поэма вообще! Я бесконечно могу пересматривать эту картину. И дворы эти — те. Мне всё время снятся такие печальные сны из моего советского детства — какие-то дома, мимо которых мы тогда бродили с первой возлюбленной, или старые дачи — не мои, другие. Это такая особенность старения. А может, просто всё очень похоже.
Но нынешняя Москва не таинственная, а та была таинственная. Вот это очень важно. Я написал такое большое эссе для сборника о 70-х годах, о позднем СССР — такое эссе «Сумерки империи». Как бы развернутый комментарий к старой поэме. Вот там я пытаюсь это объяснить.