Это очень объяснимо. У Заболоцкого вообще было чувство непосредственной, прирожденной связи времен. Он все время искал мысли о бессмертии, искал его доказательства. Для метафизика, для такой натурфилософской лирики это совершенно естественная тема. Заболоцкий не принимал смерть, не понимал ее. Он говорил, что природа не может бесконечно лепить черновики, не может бросать в корзину бесчисленные полчища людей: люди должны где-то оставаться. И для него смерть – это не присоединение к большинству, а присоединение к какой-то электрической цепи, к какой-то цепи наследственных (или иных каких-то) связей. Человек не изолирован – ни в истории, ни в географии. Человек живет не в своем частном времени, а в вечности. Поэтому потомок, как у Баратынского:
Мой дар убог, и голос мой не громок,
Но я живу, и на земли мое
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдет далекий мой потомок, –
Присутствует в системе ценностей постоянно. С ним вступают в диалог, в нем узнают себя, ему дают советы через века. Поэтому для Заболоцкого человеческое существование не локализовано. Кстати говоря, в стихотворении «Сон» – невероятно глубоком с точки зрения каких-то интуиций (потому он, наверное, и записал, что сон этот был очень мучителен и пронзителен)… Для Заболоцкого очень важен момент преемственности. Человеческая жизнь не замкнута, человеческая жизнь не ограничена ни временем, ни местом. Человек находится везде и всегда. Для Заболоцкого это одна из самых важных интуиций.
Заболоцкий – как всякий большой поэт и глубокий интуит – любит чувствовать, любит сознавать свою неокончательность, незаконченность, необреченность своей земной жизни. Земная жизнь продолжается за пределами моего «Я». Это то, что чувствовал Толстой в «Записках сумасшедшего». Это то, что чувствовал Набоков очень остро.
Для Заболоцкого это потому еще важно, что значительная часть жизни у него была отнята, просто была вычеркнута. Он пять лет провел в заключении. Строго говоря, пять лет в лагере и два года еще он был поражен в правах. Не выпускали его еще, потому что война не закончилась. Он только в 1946 году вернулся, то есть в конце 1945-го, вернулся к литературной деятельности. Для него только конец войны стал концом заключения. Его в 1943-м должны были отпустить, но только расконвоировали. А так он продолжал оставаться несвободным. И для него, конечно, эти семь лет, вычеркнутые из жизни, были трагедией. Поэтому он, сознавая свою обреченность, сознавая свою болезнь (после инфаркта к тому же – от него от потом и погиб), мучительно сознавать краткость своего земного существования. Поэтому для него бессмертие – это насущный вопрос, как мало для того. Но в России вообще люди хорошо осознают свою бренность.