Войти на БыковФМ через
Закрыть

Что имеет в виду Заболоцкий в стихотворении «Завещание»: «Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок, доделал то, что я не довершил»?

Дмитрий Быков
>250

Это очень объяснимо. У Заболоцкого вообще было чувство непосредственной, прирожденной связи времен. Он все время искал мысли о бессмертии, искал его доказательства. Для метафизика, для такой натурфилософской лирики это совершенно естественная тема. Заболоцкий не принимал смерть, не понимал ее. Он говорил, что природа не может бесконечно лепить черновики, не может бросать в корзину бесчисленные полчища людей: люди должны где-то оставаться. И для него смерть – это не присоединение к большинству, а присоединение к какой-то электрической цепи, к какой-то цепи наследственных (или иных каких-то) связей. Человек не изолирован – ни в истории, ни в географии. Человек живет не в своем частном времени, а в вечности. Поэтому потомок, как у Баратынского:

Мой дар убог, и голос мой не громок,

Но я живу, и на земли мое

Кому-нибудь любезно бытие:

Его найдет далекий мой потомок, – 

Присутствует в системе ценностей постоянно. С ним вступают в диалог, в нем узнают себя, ему дают советы через века. Поэтому для Заболоцкого человеческое существование не локализовано. Кстати говоря, в стихотворении «Сон» – невероятно глубоком с точки зрения каких-то интуиций (потому он, наверное, и записал, что сон этот был очень мучителен и пронзителен)… Для Заболоцкого очень важен момент преемственности. Человеческая жизнь не замкнута, человеческая жизнь не ограничена ни временем, ни местом. Человек находится везде и всегда. Для Заболоцкого это одна из самых важных интуиций.

Заболоцкий – как всякий большой поэт и глубокий интуит – любит чувствовать, любит сознавать свою неокончательность, незаконченность, необреченность своей земной жизни. Земная жизнь продолжается за пределами моего «Я». Это то, что чувствовал Толстой в «Записках сумасшедшего». Это то, что чувствовал Набоков очень остро. 

Для Заболоцкого это потому еще важно, что значительная часть жизни у него была отнята, просто была вычеркнута. Он пять лет провел в заключении. Строго говоря, пять лет в лагере и два года еще он был поражен в правах. Не выпускали его еще, потому что война не закончилась. Он только в 1946 году вернулся, то есть в конце 1945-го, вернулся к литературной деятельности. Для него только конец войны стал концом заключения. Его в 1943-м должны были отпустить, но только расконвоировали. А так он продолжал оставаться несвободным. И для него, конечно, эти семь лет, вычеркнутые из жизни, были трагедией. Поэтому он, сознавая свою обреченность, сознавая свою болезнь (после инфаркта к тому же – от него от потом и погиб), мучительно сознавать краткость своего земного существования. Поэтому для него бессмертие – это насущный вопрос, как мало для того. Но в России вообще люди хорошо осознают свою бренность.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Кто является важнейшими авторами в русской поэзии, без вклада которых нельзя воспринять поэзию в целом?

Ну по моим ощущениям, такие авторы в российской литературе — это все очень субъективно. Я помню, как с Шефнером мне посчастливилось разговаривать, он считал, что Бенедиктов очень сильно изменил русскую поэзию, расширил её словарь, и золотая линия русской поэзии проходит через него.

Но я считаю, что главные авторы, помимо Пушкина, который бесспорен — это, конечно, Некрасов, Блок, Маяковский, Заболоцкий, Пастернак. А дальше я затрудняюсь с определением, потому что это все близко очень, но я не вижу дальше поэта, который бы обозначил свою тему — тему, которой до него и без него не было бы. Есть такое мнение, что Хлебников. Хлебников, наверное, да, в том смысле, что очень многими подхвачены его…

Не могли бы вы рассказать об ОБЭРИУ? Что вы думаете об Александре Введенском?

Введенского я считаю огромным поэтом. Вот Михаил Мейлах – главный, вероятно, знаток и публикатор Введенского (наряду с Герасимовой). ОБЭРИУ – последний всплеск Серебряного века, последнее великое литературное течение русского модерна, уже несущее, конечно, определенные черты вырождения и самопародии. Но все равно оно гениальное.

Роскина о Заболоцком оставила гениальные мемуары именно как о поэте. Поэт Заболоцкий гениальный (думаю, это бесспорно). Введенский не уступает ему, Хармс, я думаю, тоже. Олейников, хотя он меньше успел сделать, тоже замечательное литературное явление.

Конечно, ОБЭРИУ – самые прямые наследники и ученики Хлебникова, но не только. Искусство…

Почему вы считаете, что деградация социума необратима, ведь в 1953 году было гораздо хуже?

Не знаю, не знаю, было ли хуже в 1953 году. Ресентимент образца 1953 года был не так силен или силен, но не у всех. У Леонова был силен, например. А вот, скажем, у Некрасова,— нет. Свежа была память о войне, понимаете? Война была недавно, поэтому паразитировать на этой теме, играть на чувствах фронтовиков, видеть в войне высшую точку истории никто не мог. Потом все-таки интеллектуальный уровень аудитории был другой, состав аудитории был другой.

Я, кстати, как-то говорил об этом с Рене Герра — человеком, который уж конечно без восторга относится к сталинизму. Но он совершенно верно заметил, что, по крайней мере, тогдашние люди еще хранили в себе какое-то наследие дореволюционной России. Как…

Согласны ли вы с мнением Николая Заболоцкого о том, что Василий Гроссман не очень хорошим писатель?

Я не знаю, понимаете, с высот Заболоцкого, бесспорного гения русской поэзии, Гроссман, который тогда еще не написал, не закончил «Жизнь и судьбу», был обычным советским писателем. Конечно, уже первый том дилогии, – это литература на голову выше всего того, что написано было тогда о Великой Отечественной войне. У меня к Гроссману могут быть какие-то свои претензии. Я никогда не соглашусь, что это «соцреализм с человеческим лицом». Конечно, Гроссман мыслитель. Может, он больше публицист, но он мыслитель. В его романе есть замечательные мысли и образные замечательные. Конечно, Крымов – не тот герой, который нравится ему самому и ему самому интересен, но Штрум – это могучий автопортрет,…