Войти на БыковФМ через
Закрыть
Разное

Чем отличался советский театр от современного? Чьи актерские и режиссерские работы вас впечатляли? Какие театры вы посещаете?

Дмитрий Быков
>100

Я очень редко посещаю театры, я вообще человек нетеатральный. Как все формалисты, которые не любят театр, а любят кино… Но я люблю театр, но в кино же иногда спасает чрезвычайная эффектность огромной движущейся картинки, громкость звука, техническое совершенство. Театр, в отличие от кинематографа, бывает либо очень хорошим, либо очень плохим. То есть если вас не заставили плакать, как писал Гюго, вас, значит, рассмешили.

У меня есть ощущение, что мне ближе всего театр условный, педалирующий эту условность. Моим любимым режиссером был Някрошюс, а близко к этому стоит Юрий Петрович Любимов, которого я считал величайшим режиссером всех времен и народов. И лучшего «Гамлета» я не могу себе представить. Ну а из современных… Понимаете, современный театр в массе своей соотносится с театром советским примерно так же, как contemporary art с искусством Ренессанса. То есть это гораздо большая степень зрительского участия и критической трактовки. При этом, конечно, современный театр гораздо дальше пошел в публицистичности, и докудрама мне кажется величайшим изобретением. Мне очень интересен Театр.doc, мне очень интересны эксперименты молодой драматургии. Я считаю, что Ксения Драгунская права: у нас блистательная молодая драматургия. Тут можно огромный спектр называть, от Пулинович до Клавдиева. Та же Драгунская — человек отнюдь не старый и совсем недавно числилась среди молодых. Тем не менее ее сочинения развиваются абсолютно стремительно, и проза ее, которой она сейчас занимается все больше,— это проза драматурга.

Я очень люблю большинство сочинений Вырыпаева, это крупный, настоящий драматург. Я очень люблю многие современные театральные эксперименты пластические, мне нравится «Аппарат.театр», я не просто так ношу их футболку. Да многое мне нравится, другое дело, что я очень скучаю по тому театру, который активно бы откликался на вызовы эпохи. Театр — самое оперативное вообще-то искусство. Кроме того, мне не хватает Эфроса с его человечностью. Вот Швыдкой не без основания считает, что продолжатель линии Эфроса — это Женовач, но я бы сказал, что продолжатель Эфроса в наибольшей степени — это Дмитрий Крымов. И я сколько бы Крымова ни смотрел, я восхищаюсь его интеллектом и его сентиментальностью, глубочайшей, нежнейшей, эфросовской сентиментальностью. Новый спектакль, «Памяти родителей», сделанный по пьесе Уайлдера «Наш городок», сделанный у Райхельгауза,— это, конечно, грандиозное достижение. Там ревут все. Но дело не в том, что ревут,— это простая реакция. Я даже когда читаю «Наш городок», я реву, я ничего не могу с собой поделать. Я понимаю, на какие точки давит коленом Уайлдер, но то, что сделал Крымов,— это, конечно, глубочайшее произведение.

Я люблю такую условность, доведенную до абсурда, но при этом действующую все-таки в хорошем смысле мне на нервы, а не абстракции. Вот то, что делал Някрошюс, понимаете? Да, его спектакли были очень умными, очень умозрительными, но все его символы прочитывались, во-первых, крайней неоднозначно. Но во-вторых, он с поразительной силой достигал катарсиса. Я помню, как «Три сестры» стали для меня настоящим взрывом. Я помню, как мать, посмотрев «Гамлета» Някрошюса, (самый умозрительный спектакль), была в восторге. А уж мать видела всех «Гамлетов», ее удивить очень трудно, она понимает в этом. Она эту пьесу в двух переводах знает наизусть. Но для меня очень важно, что мы тогда с ней этого «Гамлета» посмотрели. Всякий приезд Някрошюса в Москву — это было событие, переворачивающие мои вкусы. А «Вишневый сад»? Но я «Трех сестер» помню, потому что это был мой первый Някрошюс. Хотя нет, самым первым был все-таки «Нос».

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Что вы думаете о творчестве Ивана Вырыпаева? Нравится ли вам фильм «Кислород» и его новые пьесы?

Вырыпаев человек гениальный, как мне кажется, он чувствует ритм театра, как никто. Меня единственно смущает его устойчивый интерес к патологии, потому что мне кажется, что патология скучнее нормы, но норма сложнее, о норме сложнее говорить. Мне довольно плоским, но очень талантливым показался фильм «Эйфория», там блистательная музыка, потрясающая совершенно работа обоих актеров. И надо сказать, что то, как Вырыпаев работает с актерами; то, как у него творят лучшие артисты, а он к плохим не обращается,— это, конечно, чудеса.

Мне не понравился фильм «Кислород», потому что я очень люблю пьесу. Пьеса, по-моему, великая, лучшая его пьеса, и она живет только в театре, только на сцене, потому…

Близки ли вам интерпретации Эймунтаса Някрошюса пьес Уильяма Шекспира?

Если какие-то и близки, то Някрошюса. Я вообще считаю, что Някрошюс был величайший театральный режиссер из всех, кого я когда-либо видел. Самый прямой наследник Станиславского, потому что такой же радикальный новатор. При этом это не психологический театр, конечно. Но конструктивные его решения… Вот два было, по-моему, великих режиссера, одновременно работал, два великих режиссера — Любимов и Някрошюс, и мне кажется, что конструктивное сценическое решение «Гамлета» Любимова так же гениально, как сценические решения Някрошюса. Но там, конечно, не только Любимов. Боровский — вот, понимаете, я всякий раз, когда вижу Смехова или Демидову, не понимаю, как вот эти люди могут среди нас ходить;…

Как бы вы охарактеризовали Евгения Понасенкова?

Как смелого человека, часто говорящего то, что мне не нравится. Но это не отменяет его личной смелости, глубокого нонконформизма и чисто человеческой симпатичности в некоторых очень тонких вещах. 

Понимаете, мне многое не нравится из того, что Понасенков делает. А поведение его поклонников мне не нравится совершенно точно. И я бываю с ним часто не согласен. Но есть некоторые моменты, которые искупают многие. Я с Понасенковым встретился однажды после просмотра премьеры бардинского «Гадкого утенка» – лучшего бардинского мультфильма, на мой взгляд, недооцененного, потому что труд, который туда вложен, был колоссален. Мы часто его пересматриваем с Бэбзом. Не только «Летучий…

На каких режиссеров ориентировался Дмитрий Крымов? Что вы думаете о его спектаклях?

Крымов сам пишет сценарии собственных спектаклей. Сейчас вышла потрясающая, на мой взгляд, книга «Своими словами», где включены 9 таких сценариев. Мы как раз ее презентовали. Я еще до сих пор под впечатлением от «Костика» — нового спектакля, который он показал по мотивам «Чайки». Там Шамраев — такой конферансье, связывающий историю. Нет, это гениальное произведение.

Всё, что делает Крымов, гениально. Такое у меня ощущение. Это гениально именно потому, что это абсолютно ново. Хотя я не исключаю того, что это может восприниматься как эклектика. Например, в «Борисе» — там собраны все образцы трэша, кича, и это безумно трогательно. Но всё-таки это работает. Понимаете, Крымов берет краски…

Что вы можете сказать о двух страшных фильмах 90-х годов — «Прорва» Дыховичного и «Чекист» Рогожина?

Понимаете, про фильм «Чекист» было тогда сказано «фильм о том, как в 1920 году расстреливали фотомоделей». В «Чекисте», мне кажется, интерес к садомазохизму возобладал. Это такая странная смесь садо-мазо и порнографии, которая вроде бы осуществляет благородную миссию, то есть рассказывает о терроре, но, как сказал Толстой о купринской «Яме», «он делает вид, что разоблачает, но на самом деле наслаждается, а от человека со вкусом это скрыть нельзя».

Я считаю Рогожкина очень крупным режиссером. Мне очень жаль, что он больше не снимает. Я переживаю его уход из кинематографа довольно болезненно. Мне жаль, что этот крупный мастер в последнее время никак не напоминает о…

Почему в спектакле Эфроса «Дальше — тишина…» у хороших родителей все пятеро детей оказались чёрствыми людьми, равнодушными к родителям?

Жестокие вещи придётся говорить, но, как совершенно правильно сказал о нём Швыдкой, Эфрос — это самый глубокий, беспристрастный и иногда жестокий исследователь психологии семейной, домашней, интимной, самый жестокий исследователь интимности. И поэтому в «Дальше — тишина…», если вы хорошо помните спектакль, там показана не только жестокость и равнодушие этих детей, но показана и наивность, и в определённом смысле невыносимость этих стариков. Помните, когда пришёл начальник, а мама (Раневская) лезет в разговор, постоянно говорит ерунду, компрометирует собственного сына, ставит его в неловкое положение.

Это же спектакль не о том, что кто-то хороший, а кто-то плохой. И пьеса не об…