Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

На каких режиссеров ориентировался Дмитрий Крымов? Что вы думаете о его спектаклях?

Дмитрий Быков
>100

Крымов сам пишет сценарии собственных спектаклей. Сейчас вышла потрясающая, на мой взгляд, книга «Своими словами», где включены 9 таких сценариев. Мы как раз ее презентовали. Я еще до сих пор под впечатлением от «Костика» — нового спектакля, который он показал по мотивам «Чайки». Там Шамраев — такой конферансье, связывающий историю. Нет, это гениальное произведение.

Всё, что делает Крымов, гениально. Такое у меня ощущение. Это гениально именно потому, что это абсолютно ново. Хотя я не исключаю того, что это может восприниматься как эклектика. Например, в «Борисе» — там собраны все образцы трэша, кича, и это безумно трогательно. Но всё-таки это работает. Понимаете, Крымов берет краски откуда хочет. Даже меня привлек в актеры, что, в общем, фантастика. Но, тем не менее, всё вместе работает. «Все тут» — потрясающий спектакль.

Да, сейчас такое время, когда театр выходит на совершенно новый уровень. Одной из попыток такого выхода — нащупать этот новый стиль — был Гришковец. Но это, мне кажется, получился всё-таки скорее стендап, чем театр. Крымов нащупывает новое, еще более оригинальное. Это, безусловно, театр. Это живая стихия театра. Там нет драматургии. Вернее, драматургия отчасти импровизируется, как положено в комедии масок (площадки для импровизации там разбросаны по всей пьесе), либо она перефразируется, переписывается.

Конечно, театр Крымова эмоционалистский. Это именно набрать эмоцию — иногда самыми грубыми, иногда очень тонкими приемами. Но в любом случае, театр Крымова, театрального художника по первому роду занятий — это удивительный синтез абсолютно всех средств: музыки, живописи, сценического монтажа — всех. И, конечно, он потрясающе придумывает декорации, когда уже сам руководит художником, беря его, рекрутируя часто из числа учеников.

Кроме того, у него очень размытые границы между жанрами. У него огромная жанровая палитра. Он щедро черпает из самой сентиментальной мелодрамы, из гротеска, из фарса. В «Моцарте», в этом «Дон Жуане», в новом спектакле, есть полная буффонада. И Фоменки с удовольствием вкладываются в это.

Но в основе стоит, конечно, прежде всего, насколько я понимаю, необычайно острое чувство театра как единственного места, где есть жизнь. Во всех остальных пространствах преобладает смерть. В транспорте, в природе, в пейзаже, в сельском хозяйстве человек не живет, а только умирает. A театр — это такое пятно света, в котором происходит жизнь. Недолго, 3 часа, но происходит.

Кто из режиссеров для него ориентир? Я думаю, всё-таки, конечно, Эфрос, отец, с его необычайной человечностью. Cтрелер, наверное. Брук, наверное. Брехт, очень интересно преломленный. Но не Любимов ни в коем случае. Любимову он как бы враждебен.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему Евгений Гришковец сказал, что читать Александра Солженицына невозможно?

Ну Гришковцу невозможно, господи помилуй! А кому-то невозможно читать Гришковца, как мне, например, хотя есть у него замечательные пьесы. Кому какая разница, кто что сказал. Это опять «в интернете кто-то неправ». То, что сказал один писатель о другом, это может быть мнением данного писателя, это может быть расширением границ общественной дискуссии, но это не руководство ни к действию, ни к запрещению. А то некоторые уже почитают себя лично оскорбленными.

Я понимаю, что я в этом качестве кого-то раздражаю. Как можно кого-то не раздражать? Как может хоть одно, сколько-нибудь заметное явление не раздражать на порядок больше людей? Как один человек заражает коронавирусом пять других, так и…

Разное
Чем отличался советский театр от современного? Чьи актерские и режиссерские работы вас впечатляли? Какие театры вы посещаете?

Я очень редко посещаю театры, я вообще человек нетеатральный. Как все формалисты, которые не любят театр, а любят кино… Но я люблю театр, но в кино же иногда спасает чрезвычайная эффектность огромной движущейся картинки, громкость звука, техническое совершенство. Театр, в отличие от кинематографа, бывает либо очень хорошим, либо очень плохим. То есть если вас не заставили плакать, как писал Гюго, вас, значит, рассмешили.

У меня есть ощущение, что мне ближе всего театр условный, педалирующий эту условность. Моим любимым режиссером был Някрошюс, а близко к этому стоит Юрий Петрович Любимов, которого я считал величайшим режиссером всех времен и народов. И лучшего «Гамлета» я не могу себе…

Что вы можете сказать о двух страшных фильмах 90-х годов — «Прорва» Дыховичного и «Чекист» Рогожина?

Понимаете, про фильм «Чекист» было тогда сказано «фильм о том, как в 1920 году расстреливали фотомоделей». В «Чекисте», мне кажется, интерес к садомазохизму возобладал. Это такая странная смесь садо-мазо и порнографии, которая вроде бы осуществляет благородную миссию, то есть рассказывает о терроре, но, как сказал Толстой о купринской «Яме», «он делает вид, что разоблачает, но на самом деле наслаждается, а от человека со вкусом это скрыть нельзя».

Я считаю Рогожкина очень крупным режиссером. Мне очень жаль, что он больше не снимает. Я переживаю его уход из кинематографа довольно болезненно. Мне жаль, что этот крупный мастер в последнее время никак не напоминает о…

Что вы думаете о манерах Евгения Гришковца, особенно когда он изгоняет зрителей со своих спектаклей?

Я не видел, чтобы он кого-то изгонял, но с манерами там действительно серьёзные проблемы, потому что иногда он о коллегах, о людях ничуть не менее одарённых (о том же «Квартете И») высказывается очень пренебрежительно. Мне не нравится, так сказать, эта его попытка искренности, непосредственности в его очень длинных постах. Мне кажется, что очень много фальши в некоторых его высказываниях. Я не обсуждаю чужие манеры, я обсуждаю тон. Этот тон мне не нравится часто. Честно сказать, я не люблю бо́льшую часть того, что делал Гришковец в последнее время. Мне виделось в этом, знаете, много измены театральному жанру. Это не театр, как мне кажется. Это другой жанр, и жанр всё-таки более низкий, конечно. И я…

Почему так притягателен Васька Пепел из пьесы «На дне» Максима Горького? Правда ли, что Олег Даль показал самого гениального Пепла на сцене в 1968 году?

Мне не очень нравятся демонические персонажи Даля, мне не очень нравится, как он сыграл Печорина — пресыщенного, противного Печорина. Но это не он сыграл, а Эфрос поставил. Понимаете, такой Печорин — в него нельзя влюбиться. Это желтый, желчный и перегоревший человек, но вот Эфросу он рисовался таким. Я думаю, что Кира Муратова, царствие ей небесное, она же хотела поставить «Героя нашего времени», она бы поставила совсем иначе.

Печорин безумно привлекателен, романтичен, демоничен, но не скучен. Какого Ваську Пепла мог сыграть Даль, я не представляю. В 1968 году он был юношей, и, наверное, это был такой совсем молодой разгульный Пепел, и почему же он привлекателен? Он совсем…

История Тартюфа Мольера — скорее сатирическая шутка или вечная история людского лицемерия?

Ну, это, конечно, Мольер попал в архетип. И самое главное, что… Помните замечательную реплику Александра Пушкина: «У Мольера скупой скуп — и только; у Уильяма Шекспира Шейлок жаден, мстителен, чадолюбив, остроумен и ещё при этом скуп». Плоский герой Мольера и объёмный герой Уилдьяма Шекспира. Но при всём при этом, понимаете, Тартюф — объёмный герой. И из него вырос впоследствии замечательный, вот этот страшный образ Фомы Опискина у Фёдора Достоевского. Ну, много чего выросло. Мне, кстати, постановка Нины Чусовой очень нравилась. Хотя была и гениальная постановка Анатолия Эфроса со Станиславом Любшиным-Тартюфом — с таким святошей, что просто лучше не придумаешь. Олег Табаков-то играет…