Войти на БыковФМ через
Закрыть
Кино

Как вы оцениваете фильм «Голос» Ильи Авербаха?

Дмитрий Быков
>250

Понимаете, фильм Авербаха «Голос» по художественной задаче отчасти схож со сценарием и спектаклем Крымова «Дон Жуан. Генеральная репетиция» в театре Фоменко.

В чем здесь проблема? И то, и другое — о феномене искусства. Но просто Авербах, как человек гораздо менее романтический (а уж Рязанцева так и вообще, по-моему, какое-то воплощение интеллектуальный трезвости), рассматривает ситуацию на более жестком примере, более грубом. У Крымова ставят как-никак Моцарта, и у него это история о том, как режиссер губит всех и себя в попытке достичь немыслимого совершенства. Такая немного макабрическая история.

Что касается Авербаха, там режиссер не гениальный, в отличие от такого тоже пародийного, тоже макабрического персонажа Крымова. И главное, что это история, как актриса в последние свои дни… Она умирает от гипертонии. У нее так называемая злокачественная гипертония (видимо, почечного происхождения, о чем там напрямую не сказано) — то, что не сбивается никакими лекарствами. И вот она бегает озвучивать плохую роль в плохой картине.

И последнее, что она делает в жизни, спасаясь тем самым от болезни, от смерти, от мыслей — это вот это безумное озвучание, которое производится аврально, в конъюнктурным фильме, плохо придуманном, плохо написанном. И вот его надо срочно сдавать, чтобы хоть как-то его вытолкнуть на экран. И актриса (между прочим, с потенциями актрисы блистательной) бегает на студию. Сбегает из больницы, просиживает там ночь в последний раз и в последнем порыве вдохновения озвучивает своим голосом эту бездарную картину.

То есть причаститься можно и из лужи — любимая мысль и довольно очевидная. То есть Авербах говорит о том, что искусство, даже если оно конъюнктурно, временно и производится под гнетом массы обстоятельств — это всё равно великий труд, самопожертвование, спасение. И главное, это единственный путь к бессмертию. Это единственное, что может как-то облагородить жизнь.

И композитор там такой безумный, срисованный с Каравайчука — тип хитрого сумасшедшего, как это называет Рязанцева. И, собственно, героиня, которая за всю жизнь так и не сыграла главную роль. И муж героини, который понимает, что настоящей любви он ей дать никогда не мог, давал только заботу. В общем, все жили кое-как. Но в порыве какого-то безумного предсмертного вдохновения у них случается секунда творчество.

Конечно, это очень жесткая картина. Это автоэпитафия, потому что это последний законченный фильм Авербаха. Ну, после этого он снял еще короткий фильм-концерт — такой музыкальный, насколько я помню, видовой ленинградский. Но умер он в момент режиссерской подготовки к «Белой гвардии». Уже был написан сценарий. Это могла стать его лучшая картина, но он ее не снял. Он прожил очень мало. Умер от рака, насколько я помню, поджелудочной железы — болезни коварной, потому что очень долго необнаруживаемой.

И вот «Голос» — самая трагическая его картина. Это фильм, насколько я помню, 1983-1984 года, и вышел он каким-то третьим экраном. Но в его сдержанно-трагической манере больше благородства и силы, чем почти во всех фильмах того времени.

Вообще 1983-1984 годы — годы такого уже, понимаете, даже не закатного, а уже застывшего над бездной Советского Союза — тоже были для наблюдения довольно любопытными. Появилось несколько довольно сильных картин. Я вот помню свой шок от «Клетки для канареек» Чухрая. Помню, конечно, «Голос» как такое откровение. Помню «Соучастников» Инны Туманян с потрясающей работой Колтакова.

Ведь перестройка не на ровном месте взялась. Понимаете, ведь свои первые картины Хотиненко снял еще в СССР. И Валерий Петрович Тодоровский начал работать еще в позднем СССР. И Месхиев — кстати, сын выдающегося оператора. То есть это поколение людей, которые потом заявили о себе на кинофорумах — они уже в начале 80-х работали. Они сформировались к этому времени. Вот этот чернозем, густой и жирный, позднего Советского Союза, этот трупный чернозем, как ни странно, давал возможность вырасти на нем замечательным явлениям.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Насколько сложна духовная проблематика романа Ивана Тургенева «Дым»?

Духовная проблематика «Дыма» исключительно сложна! Я думаю, что это лучший роман Тургенева. И недаром Наталья Рязанцева, мой любимый сценарист, участвовала в его экранизации, писала его сценарий. Это действительно роман о том, что всё — дым, если нет каких-то базовых жизненных принципов. Дым — это всё, о чём говорит Потугин (классический пример, когда заветные авторские мысли отданы не главному и, пожалуй, даже не симпатичному персонажу). Всё — дым. Потому что настоящий выбор — это выбор Литвинова между Ириной и Татьяной, вот в чём всё дело. А остальное всё — действительно дым, дым и дым. Всё непрочно, всё зыбко, всё стоит на ложном, глубоко фальшивом фундаменте. Нет, «Дым» — очень серьёзный…

Как Илья Авербах относится к Фарятьеву из фильма «Фантазии Фарятьева» — любит или презирает?

Тут правильнее сказать, любит или презирает Фарятьева Соколова, автор пьесы, потому что Авербах довольно точно ее поставил, добавив атмосферу элегической тоски. Конечно, любит. А кем надо быть, чтобы презирать Фарятьева? Наверное, он потому и позвал Андрея Миронова с его великолепным обаянием играть эту роль. Обычный-то Фарятьев, каким его играл Юрский,— это человек яркий и резко некрасивый. Это человек неконтактный, некоммуникабельный, одинокий. А Миронов играет такого прелестного мечтателя, немножко смешного, но бесконечно трогательного. Нет, конечно, любит. А вообще презирать большого ума не надо. За что же презирать хорошего человека? Только за то, что он не Бетхудов, не мучает…

Разное
Чем отличался советский театр от современного? Чьи актерские и режиссерские работы вас впечатляли? Какие театры вы посещаете?

Я очень редко посещаю театры, я вообще человек нетеатральный. Как все формалисты, которые не любят театр, а любят кино… Но я люблю театр, но в кино же иногда спасает чрезвычайная эффектность огромной движущейся картинки, громкость звука, техническое совершенство. Театр, в отличие от кинематографа, бывает либо очень хорошим, либо очень плохим. То есть если вас не заставили плакать, как писал Гюго, вас, значит, рассмешили.

У меня есть ощущение, что мне ближе всего театр условный, педалирующий эту условность. Моим любимым режиссером был Някрошюс, а близко к этому стоит Юрий Петрович Любимов, которого я считал величайшим режиссером всех времен и народов. И лучшего «Гамлета» я не могу себе…

На каких режиссеров ориентировался Дмитрий Крымов? Что вы думаете о его спектаклях?

Крымов сам пишет сценарии собственных спектаклей. Сейчас вышла потрясающая, на мой взгляд, книга «Своими словами», где включены 9 таких сценариев. Мы как раз ее презентовали. Я еще до сих пор под впечатлением от «Костика» — нового спектакля, который он показал по мотивам «Чайки». Там Шамраев — такой конферансье, связывающий историю. Нет, это гениальное произведение.

Всё, что делает Крымов, гениально. Такое у меня ощущение. Это гениально именно потому, что это абсолютно ново. Хотя я не исключаю того, что это может восприниматься как эклектика. Например, в «Борисе» — там собраны все образцы трэша, кича, и это безумно трогательно. Но всё-таки это работает. Понимаете, Крымов берет краски…

Что вы можете сказать о двух страшных фильмах 90-х годов — «Прорва» Дыховичного и «Чекист» Рогожина?

Понимаете, про фильм «Чекист» было тогда сказано «фильм о том, как в 1920 году расстреливали фотомоделей». В «Чекисте», мне кажется, интерес к садомазохизму возобладал. Это такая странная смесь садо-мазо и порнографии, которая вроде бы осуществляет благородную миссию, то есть рассказывает о терроре, но, как сказал Толстой о купринской «Яме», «он делает вид, что разоблачает, но на самом деле наслаждается, а от человека со вкусом это скрыть нельзя».

Я считаю Рогожкина очень крупным режиссером. Мне очень жаль, что он больше не снимает. Я переживаю его уход из кинематографа довольно болезненно. Мне жаль, что этот крупный мастер в последнее время никак не напоминает о…

Чем так мучился Илья Авербах, что он хотел рассказать своими фильмами? Почему он так хотел поставить «Белую гвардию» Михаила Булгакова?

Вот этого я не понимаю, почему он мечтал поставить «Белую гвардию». Это надо спросить Наталью Борисовну Рязанцеву, его вдову, которая сама в качестве гениального сценариста, я думаю, лучше понимала его мотивировки. Тут причина, мне кажется, вот в чем. Авербаха назвал однажды белогвардейцем (в одобрительном, разумеется, смысле) Виктор Платонович Некрасов, при первом знакомстве сказавший: «А это что еще за белогвардеец?» Мне кажется, он увидел в нем во эту принципиальность, эту аристократическую, вопреки рассудку, верность себе и своим. В Авербахе эта дворянская составляющая по матери очень сильна: эта прямая спина, в известном смысле, снобизм (снобизм тоже бывает героическим.…

Как вам экранизация рассказа Юрия Нагибина «Берендеев лес», из которого Наталья Рязанцева сделала «Портрет жены художника»? Согласны ли вы, что получилось лучше, чем в оригинале?

Совершенно согласен. Нагибин был блистательным сценаристом; новеллистом — разным. У него были гениальные рассказы. И вот этот охотничий рассказ про гусиный гон, когда у гусей гон или что-то в этом роде,— это, конечно, чудо. И «Зимний дуб», и «Комаров», и «Старая черепаха» — это шедевры. Но его рассказы о советской интеллигенции мне кажутся более слабыми, иногда в общем несколько истеричными. Конечно, Наталия Борисовна Рязанцева, прикоснувшись к этому материалу со своим вкусом безупречным, сложностью, умом она сделала из этого безусловный шедевр. «Портрет жены художника» — это очень интересное кино.

Вы говорили, что Илья Авербах — это Тургенев в кино. А с каким классиком можно сравнить Виталий Мельникова, который снял «Уникума», «Старшего сына», «Выйти замуж за капитана» и «Бедного Павла»?

Я, кстати, не уверен, что Виталий Мельников — это «Выйти замуж за капитана», потому что картина неожиданно для него слабая. Там, кроме Веры Глаголевой и, кстати, сильного актера Проскурина, смотреть больше не на что. Ну, «Уникум» — это вообще неудачная картина. Это сценарий Александра Житинского «Снюсь», который фактически погублен. А если говорить о Виталии Мельникове, то, конечно, самая интересная его картина, на мой взгляд, это «Мама вышла замуж», если я сейчас ничего не путаю. И трилогия, да, «Бедный, бедный Павел», «Царская охота» и фильм про Петра и Алексея… Забыл, как он назывался. По-моему, так и назывался — «Царевич Алексей». «Царская охота», кстати, хорошая картина.

Я не очень…