Войти на БыковФМ через
Закрыть

Был ли роман между Ириной Одоевцевой и Николаем Гумилевым? Или она его придумала?

Дмитрий Быков
>500

Было такое высказывание, кажется, Оцупу приписываемое, что «Гумилев за ночь сделал из Одоевцевой женщину и поэтессу»… Это обычное злословие литературное, на мой взгляд, никаких оснований говорить о романе там не было. Как-то не водилось за Гумилевым, чтобы своим ученикам перепихивать своих любовниц. А здесь Георгий Иванов, его младший друг и товарищ по «Второму цеху», стал мужем Одоевцевой, и роман этот происходил бы у него на глазах. Мне кажется — судя, во всяком случае, по «На брегах Невы», мемуарам Одоевцевой,— колоссальное, все-таки, преувеличение собственной значимости там имеет место. Хотя очень многое она воспроизвела точно, не будем забывать, что эта книга прекрасно написана.

Понимаете, для нас, читателей 70-х годов, которые получали эту книгу… как я её получил: на неделю, из чужих рук, с обложкой Юрия Анненкова, вот в этом издании американском, кажется, издательство Чехова. И это было для нас чудом, каким-то голосом из иного мира, когда я узнал, что Одоевцева жива и возвращается, это было для меня шоком абсолютным. Я, специально прочитавший эту книгу, дождался чудом поступления на журфак. Мне студенческий билет давал право посещать Ленинку, и я там прочел «Двор чудес» — книгу стихов Одоевцевой, которая, кстати, лежала в открытом доступе, будучи изданной в 1921 году в Советской России. И это был потрясающий опыт, там была замечательная поэма «Луна», такая шотландская стилизация, и знаменитое «Толченое стекло». Одоевцева первоклассный писатель, и очень сильный поэт-балладник, но назвать её возлюбленной Гумилева при всем желании невозможно. Гумилеву нравились женщины совершенно иного склада, женщины-личности, а мне кажется, что Одоевцева как личность состоялась уже в эмиграции. Тогда она совершенно правильно говорила о себе:

Ни Гумилев, ни злая пресса
Не назовут меня талантом.
Я — маленькая поэтесса
С огромным бантом.

И она, и Георгий Иванов до эмиграции были поэтами далеко не первого разряда. Я, кстати, невзирая на свои какие-то восторженные отзывы об Иванове 90-х годов, сейчас его оцениваю гораздо скромнее. Мне он кажется, все-таки, поэтом в огромной степени вторичным и водянистым. Ну и что касается Одоевцевой, невзирая на все её таланты, по масштабу личности от той же Ларисы Рейснер, она, мне кажется, отстает колоссально, простите меня за вечное ранжирование.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Алчный жираф 25 дек., 05:34

Ну вот, начал за здравие, а кончил за упокой... Особенно поразило сравнение с Рейснер, и, конечно же, не в пользу Одоевцевой. Непохожа Одоевцева на "комарси" (или, как ее еще называли, "замком по мордам") -- и слава богу! Нет, на Одоевцевой крови -- вот и разница масштабов! Не было у Одоевцевой пошлых стишков, как у Рейснер в "Рудине", не было такой же пошлой прозы о революционных матросах, не было пошлых романов с этими самыми матросами -- это только достоинство, а не недостаток. Это все равно как Троцкого сравнивать с Гумилевым и говорить, что Троцкий значительнее.

В общем, перемудрили Вы, Дмитрий Львович...

Если ли произведения в мировой литературе, которые вызвали волну самоубийств, как это было с романом «Страдания юного Вертера» Иоганна Гёте в Германии?

Слушайте, сколько угодно! Например, после «Бедной Лизы»:

Под камнем сим лежит Эрастова невеста:

Топитесь, девушки, в пруду довольно места.

То, что волна женских самоубийств на почве несчастной любви, причем не  только среди простолюдинок (простолюдинки не читали Карамзина), вполне себе имело место. Более того, многие волны суицидов и вообще такого жизнестроительства в подражание литературе очень характерно для Серебряного века. Сколько народу – и об этом Леонид Мартынов пишет в «Воздушных фрегатах» – перестрелялось после самоубийства Отто Вейнингера. Насчет литературных героев – тоже  бывало. Анна Каренина не вызвала такой…

Почему Иннокентий Анненский был творческим авторитетом для Николая Гумилева?

Это очень просто. Потому что он был директором Царскосельской гимназии. Вот и все. Он был для него неоспоримым авторитетом не столько в поэзии, сколько в жизни. Он был учителем во всех отношениях. Хотя влияние Анненского на Гумилева, я думаю, было пренебрежимо мало. Сильно было влияние Брюсова и, уж конечно, влияние русской классики, влияние Киплинга, в огромной степени — Бодлера, Малларме. Думаю, что в некотором смысле на него повлиял и Верлен, думаю, что в некотором смысле и французская проза. Но в наибольшей степени думаю, все-таки, Брюсов и Киплинг, от которых он отталкивался и опыт которых он учитывал. А что касается Анненского, то он повлиял на Ахматову. «Кипарисовый ларец», который Гумилев…

Был ли в XX веке рано умерший писатель имеющий Лермонтовский потенциал?

Я думаю, два таких человека было. Один, безусловно, Гумилев. Мне кажется, что его стихотворения (во всяком случае, его потрясающие совершенно тексты, вошедшие в последнюю книгу, в «Огненный столп») обещали нам какого-то совершенно гениального духовидца. И неслучайно Ахматова называла его поэтом прежде всего духовного, блейковского плана. Мне кажется, что это действительно великий в потенции поэт. Да и хватает великого в его опубликованных текстах.

Второй — это проживший всего двадцать лет (или даже девятнадцать) Владимир Полетаев. Абсолютно гениальный молодой поэт, у которого уже, по-моему, по первым стихам (13-, 14-летнего подростка) было понятно, что он мог бы убрать, вообще…

В чем залог успеха литературного объединения?

Если понимать под литобъединением ЛИТО петербургского образца, то в залог успеха только в том, что в его основе будет стоять талантливый человек. Как ЛИТО Лейкина, ЛИТО Яснова, ЛИТО Слепаковой, в котором я занимался. В Питере очень органична эта система ЛИТО. Вышли все они из литобъединения Глеба Семенова, который был гениальным педагогом прежде всего потому, что там был жесткач настоящий. Семенов никого не щадил. Я видел подборки Слепаковой, Кушнера, Житинского с его пометками на полях — это было безжалостно. Иногда напротив длинного и блестящего стихотворения стоит косая черта и написано: «Две строфы». Он жестко требовал сокращать, он выбивал многословие, прекраснодушие.

Он…

После «Страданий юного Вертера» Гёте в Германии была волна самоубийств. Есть ли в мировой литературе подобные прецеденты?

Слушайте, сколько угодно! Например, после «Бедной Лизы»:

Под камнем сим лежит Эрастова невеста:

Топитесь, девушки, в пруду довольно места.

То, что волна женских самоубийств на почве несчастной любви, причем не  только среди простолюдинок (простолюдинки не читали Карамзина), вполне себе имело место. Более того, многие волны суицидов и вообще такого жизнестроительства в подражание литературе очень характерно для Серебряного века. Сколько народу – и об этом Леонид Мартынов пишет в «Воздушных фрегатах» – перестрелялось после самоубийства Отто Вейнингера. Насчет литературных героев – тоже  бывало. Анна Каренина не вызвала такой…