Войти на БыковФМ через
Закрыть
Лекция
Литература

Александр Блок, «Я не предал белое знамя…»

Дмитрий Быков
>250

Я не предал белое знамя,
Оглушенный криком врагов,
Ты прошла ночными путями,
Мы с тобой — одни у валов.

Да, ночные пути, роковые,
Развели нас и вновь свели,
И опять мы к тебе, Россия,
Добрели из чужой земли.

Крест и насыпь могилы братской,
Вот где ты теперь, тишина!
Лишь щемящей песни солдатской
Издали несется волна.

А вблизи — всё пусто и немо,
В смертном сне — враги и друзья.
И горит звезда Вифлеема
Так светло, как любовь моя.

Это последние, по большому счету, стихи Блока — 1914-1915 гг., потому что все, что он написал потом, это либо подведение итогов, либо стихотворная публицистика, как «Новая Америка» и «Скифы»; либо гротескные, великолепные стихи о том, что «чуть не сжег мой керосин», но это уже пародия.

И мы пошли путем единым:
Один — туда, другой — сюда.
Я знал, что с этим господином
Не встречусь больше никогда

Совершенно гениальные стихи, но все-таки это как бы посмертное. А последний живой Блок — это вот эти стихи, в которых он подводит итог войны. Что здесь имелось в виду?

«Я не предал белое знамя» говорится о том, что Блок был призван и не стал избегать призыва, поехал в инженерную бригаду табельщиком. Он не воевал, он занимался военно-канцелярской службой, но тяготы и лишения военной службы (по-моему, где-то на Волыни) он разделял. Гумилев, узнав об этом, при всей своей апологии войны (апологии временами прямо неприличной), сказал: «Это все равно что жарить соловьев». Сам он для себя считал большим счастьем участие в войне, потому что это было то, что он любил — испытывать себя, пробовать себя, ницшеанская проверка.

Для Блока это, конечно, абсолютно неорганично, это ему несвойственно и неприятно. И он не написал ни слова там, не написал ни строчки и сам говорил, что за это время очень отупел. Но он подводит итог. Да, он «не предал белое знамя», он не встал ни на одну сторону, и война не стала для него любимым занятием. Почему он решил в этом участвовать? Потому что, во-первых, война для него — роковое событие. Он хочет быть вместе со всеми, с потоком. Это не гумилевское «и побежал, куда бежали люди, покорно повторяя: «Буди, буди…» Это гамлетовская, высокая, волевая покорность судьбе. Это то, о чем Пастернак сказал: «Для такого безволия нужно больше воли, чем для любого сопротивления».

Это участие в эпохальном, масштабном событии мирового значения — вот что это было для Блока. «Крест и насыпь могилы братской» — это, понятно, аукается ему совершенно, на мой взгляд, гениальное стихотворение, тоже из последних:

Петроградское небо мутилось дождем,
На войну уходил эшелон.
Без конца — взвод за взводом и штык за штыком
Наполнял за вагоном вагон.

Уж последние скрылись во мгле буфера,
И сошла тишина до утра,
А с дождливых полей всё неслось к нам ура,
В грозном клике звучало: пора!

Вот это ощущение, что происходит великий канун, канун великого события, события апокалиптического масштаба. Вот это ощущение войны как предвестия апокалипсиса есть в этом стихотворении. Но есть еще нечто более значимое: «а вблизи — все пусто и немо, в смертном сне — враги и друзья». Понимаете, в чем здесь дело? Безусловно, 1915 год — это время смертного сна. 1913 год — это последний пик русского развития, это трехсотлетие Романовых и большой праздник по этому поводу и даже некоторый экономический подъем. 1914 год — это истерическая, с погромами местных магазинов национальное патриотическое чувство, а 1915-й и потом 1916-й — это разочарование, усталость, депрессия. Это вот то состояние, которое охватило тогда Леонида Андреева — такого же сейсмически чуткого, как и Блок. Это ощущение, что очередной раз обманули.

Кстати, у Блока в стихотворении «Перед судом» этого же время строчка «Что же ты потупилась в смущеньи?» — потрясающе сказано:

Что же делать, если обманула
Та мечта, как всякая мечта,
И что жизнь безжалостно стегнула
Грубою веревкою кнута?

Ощущение, что всякая мечта обманывает и все пребывают в этом смертном сне. Конечно, ключевые слова последние, которые венчают это стихотворение:

А вблизи — всё пусто и немо,
В смертном сне — враги и друзья.
И горит звезда Вифлеема
Так светло, как любовь моя.

Образ одинокой звезды, горящей над пустынным ледяным городом, над страшным вымороженным пространством у Блока в это время встречается трижды: в этом стихотворении, в финале «Новой Америки»:

То над степью пустой загорелась
Мне Америки новой звезда!

И в дневнике 1918 года: «Ясная ночь. Какой-то старик кричит, умирая с голода. Светит одна ясная и большая звезда». Вот это то, о чем говорил Маяковский применительно к нему; о том, что «сожженная библиотека — и хорошо!» — это два его ощущения революции. Ощущения того, что какой-то старик кричит, умирая от голода, и в это же время светит одна ясная и большая звезда.

Вот почему это звезда Вифлеема? Это самое принципиальное. Потому что для Блока это событие сравнимо с пришествием Христа, это рождение нового мессии. И ведь действительно, Вифлеем, над которым эта звезда загорелась; мир, в котором лютуют Ирод; мир, в котором разлагается Рим, — это мир, в котором духовность находится в смертном сне, когда «в смертном сне враги и друзья», когда все истины равно скомпрометированы. Это мир Ирода и Нерона в будущем, а в него приходит Христос, в него приходит Вифлеемская звезда.

«Горит звезда Вифлеема» — надо было обладать потрясающим даром провидения в свою судьбу и в судьбу России, чтобы увидеть над Россией 1915-1916 года (а стихотворение было начато за 10 лет до того, он многие стихи заканчивал в это время) звезду возрождения. Он искренне попытался ее увидеть. Не Америки новой, конечно, потому что «Новая Америка» — стихотворение очень натужное, с такими повторами механистичными, это очень слабые стихи. Это уже не Блок. Блок, когда он пытается писать теоретические работы, пытается теоретизировать, он почти всегда пишет что-то наподобие вольных мыслей или ямбов. Эффектные, но плоские стихи; такого Барбье, грубо говоря. А вот когда он пишет свои странные видения, как вот это, он почти всегда гений. Да он всегда гений.

Строго говоря, эта звезда Вифлеема — это звезда, конечно, самопожертвования. Потому что он и ощущает себя той жертвой нового времени, которая должна его искупить. Он может еще приветствовать это новое, но он не в силах до него дожить, он его не увидит. И Блок, кстати говоря… Я не думаю, что у него была самоидентификация с Христом, хотя многое в Христе — вот этот отказ от идеи и пола — его очень привлекал. Конечно, он там высоко себя не воздевал. Он видел себя апостолом новой веры, одним из тех, кто может приветствоать этого нового Христа. Это Христос страшный, это Христос сжигающий, но все же это тот Христос, который идет по голодным и холодным улицам Петрограда 1918 года.

Я сильно подозреваю, что второе пришествие Христа действительно в 1918 году было и действительно в эту точку. И мы с тех пор действительно живем как бы в посмертном пространстве, во всяком случае, в пространстве апокалиптическом. Но то, что Блок видит в этом возрождение, — в этом, безусловно, залог нашей веры и нашего счастья.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Кто является важнейшими авторами в русской поэзии, без вклада которых нельзя воспринять поэзию в целом?

Ну по моим ощущениям, такие авторы в российской литературе — это все очень субъективно. Я помню, как с Шефнером мне посчастливилось разговаривать, он считал, что Бенедиктов очень сильно изменил русскую поэзию, расширил её словарь, и золотая линия русской поэзии проходит через него.

Но я считаю, что главные авторы, помимо Пушкина, который бесспорен — это, конечно, Некрасов, Блок, Маяковский, Заболоцкий, Пастернак. А дальше я затрудняюсь с определением, потому что это все близко очень, но я не вижу дальше поэта, который бы обозначил свою тему — тему, которой до него и без него не было бы. Есть такое мнение, что Хлебников. Хлебников, наверное, да, в том смысле, что очень многими подхвачены его…

Чем образ иронии в статье «Ирония» Блока отличается от сократовской иронии?

Дело в том, что ирония Сократа — это высокая пародия, это ирония Христа. Ведь и Христос, как я уже много раз говорил, занимается высоким пародированием Ветхого Завета. Сократовская ирония возвышает, киническая ирония снижает. Просто вещь можно переместить в более высокий контекст — усилить её; а можно в цинический, грубый — ослабить. Вот Блок говорит прежде всего об иронии именно в киническом смысле, потому что подвергать всё осмеянию — это признак отказа от исторического усилия, это признак слабости.

В своё время, например, Петров в книге «Мой друг Ильф» писал: «У нас не осталось мировоззрения, нам его заменила ирония». Это так. В этом смысле представители одного поколения и…

Был ли в XX веке рано умерший писатель имеющий Лермонтовский потенциал?

Я думаю, два таких человека было. Один, безусловно, Гумилев. Мне кажется, что его стихотворения (во всяком случае, его потрясающие совершенно тексты, вошедшие в последнюю книгу, в «Огненный столп») обещали нам какого-то совершенно гениального духовидца. И неслучайно Ахматова называла его поэтом прежде всего духовного, блейковского плана. Мне кажется, что это действительно великий в потенции поэт. Да и хватает великого в его опубликованных текстах.

Второй — это проживший всего двадцать лет (или даже девятнадцать) Владимир Полетаев. Абсолютно гениальный молодой поэт, у которого уже, по-моему, по первым стихам (13-, 14-летнего подростка) было понятно, что он мог бы убрать, вообще…

Что общего у прозы Александра Блока и Булата Окуджавы?

Что общего у поэзии Блока и Окуджавы, подробно написано у меня в книжке про Окуджаву. Что касается прозы, тут любопытная мысль. Поскольку я назвал Окуджаву такой инкарнацией Блока, новым воплощением этого типа поэта через 40 лет, то мне кажется, что душа в своих мытарствах чему-то может научиться, чего-то набраться.

У Блока была проблема в том, что при всей своей божественной музыкальности, при гениальности отрывков его прозы, о которой говорил Пастернак, он не умел писать сюжетные вещи. Когда он захотел написать сюжетную биографию (ему не далось «Возмездие» в прозе, он решил написать «Исповедь язычника»). «Исповедь» он довел до встречи с Любовью Дмитриевной, и как-то не пошло…

Александр Блок видит у поэта задачу по гармонизации мира и считает, что Пушкин задохнулся в набирающей силу эпохе Николая I. Почему несовместимы эти два стремления упорядочить хаос?

Вы совершенно правы в своем противопоставлении двух понятий порядка. С одной стороны, на кладбище тоже порядок — это порядок полицейский. С другой стороны, есть высший порядок, гармонический. Поэт стремится гармонизировать реальность. Понимаете, мы же очень мало знаем Пушкина-политика: у нас есть только «Записка «О народном воспитании»», несколько писем Вяземскому, Нащекину, где он проговаривается, и то, конечно, это собеседники не его уровня. Пушкин пытается гармонизировать мир, в этом смысле его патриотизм отличается от казенного. А пытается ли Николай гармонизировать мир? Нет, он пытается его заморозить, а это совсем другое дело, потому что в результате его размораживания сносит…

В чем залог успеха литературного объединения?

Если понимать под литобъединением ЛИТО петербургского образца, то в залог успеха только в том, что в его основе будет стоять талантливый человек. Как ЛИТО Лейкина, ЛИТО Яснова, ЛИТО Слепаковой, в котором я занимался. В Питере очень органична эта система ЛИТО. Вышли все они из литобъединения Глеба Семенова, который был гениальным педагогом прежде всего потому, что там был жесткач настоящий. Семенов никого не щадил. Я видел подборки Слепаковой, Кушнера, Житинского с его пометками на полях — это было безжалостно. Иногда напротив длинного и блестящего стихотворения стоит косая черта и написано: «Две строфы». Он жестко требовал сокращать, он выбивал многословие, прекраснодушие.

Он…