Войти на БыковФМ через
Закрыть
Разное

«Я сначала прочитал «Розу Мира», а потом – «Сын Человеческий», и уже в конце – «Евангелие». Я серьезно изучил все труды Даниила Андреева. Ему действительно были даны видения. Подобные вещи происходили со святыми и монахами. Так было и с Рабиндранатом Тагором. Не возникало ли у вас мысли, что все, описанное им, имело место быть?»

Дмитрий Быков
>25

Как сказано у Чехова в «Черном монахе»: «Я часть твоего воображения, твое воображение есть часть природы, следовательно, я часть природы». На самом деле это нехитрый довольно силлогизм, в котором содержится ловушка. Ведь воображение не есть часть природы. Или, по крайней мере, другая природа. То, что являлось Андрееву, – мне не важно, было ли это бесовским наваждением или ангельским откровением… То есть важно, но я не беру это в степень. Это имело литературную ценность прежде всего, книга Андреева – это гениальное литературное произведение.  А все духовидческие странствия, начиная от Сведенборга и кончая некими нашими современниками, которым тоже открываются небеса, – это не более чем проекция. Пересказ сна дневным языком. Может быть, Андреев что-то видел; может быть, ему что-то представлялось. Но то, что он видел, было продуктом гениального творческого воображения, а вовсе не Шруграми или иными кругами ада или рая. Звента-Свентана, и так далее.

То, что видел Андреев, было в большей степени литературным продуктом, литературным конструктом Серебряного века. Поэтому ему и являлся, например, Блок, «опаленный языками подземельного огня» (это дословная цитата из Блока). Ему являлись любимые им люди, ему являлись души рек, которые он так любил, ему являлись титаны Возрождения. Он о них думал, и ему было откуда это извлечь – из глубин своего мозга, но называть это реальными видениями – это значит обеднять его творческий дар. Он был гениальным поэтом, я думаю, лучшим поэтом своего времени, вот того именно времени, 40-х годов. Я думаю, что лучше «Ленинградского Апокалипсиса» в то время ничего не написано. На том же уровне есть стихи, но это поэма-наваждение из того же ряда, что и «Стихи о неизвестном солдате» или переделкинский цикл Пастернака, или «Поэма без героя» Ахматовой. Но приписывать это каким-то божественными видениям , – пишущие люди понимают, что это наша проекция. Хотя без божьей помощи ничего не делается.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Не могли бы вы рассказать о драматургии Владимира Маяковского?

Драматургию Маяковского часто ставят поверхностно и глупо. Видите, для того чтобы ставить ее, как Мейерхольд, удачно,— и то не все получалось, надо знать её корни. А корни её символистские. Очень редко, к сожалению, высказывалась мысль, а доказательно и полно она вообще развита 1-2 раза, в том, что корни драматургии Маяковского — это, конечно, Леонид Андреев. Преимущество Маяковского, довольно серьезное, было в том, что он был человеком к культуре довольно свежим. Он прекрасно знал живопись и очень хорошо воспринимал всякого рода визуальную культуру. Брака, Пикассо понимал хорошо, Леже, Сикейроса, конечно. Но он, мне кажется, совершенно не понимал большую прозу. И думаю, что не читал…

Почему Леонид Андреев в своем юношеском дневнике высказал пожелание: «Я хочу быть апостолом самоуничтожения»?

Вот здесь, понимаете, мне кажется, мы несколько узко и слишком негативно пониманием самоуничтожение. Для модерна несколько вещей естественны, которые мы можем перечислить: искусство шагает на улицы и становится участником жизни, искусство перерастает в жизнетворчество; разум контролирует чувства; идея прогресса и просвещения всегда на первом месте. И конечно, ценность человеческой жизни для модерниста ничтожна, потому что для модерниста он сам — один из главных инструментов изучения мира.

Вот я писал для одного журнала исторического статью о том, что действительно женщины Голливуда, периода голливудской славы, были, как правило, очень несчастны в личной жизни — все в…

Что вы можете сказать о Корнее Чуковском как о критике?

Чуковский — великий критик, хотя мне кажется, что главное его достижение — это такая «теория непрагматизма», которую по-своему подхватил Ефимов в практической метафизике. У Чуковского была такая идея, которая пришла к нему в голову в 18-летнем возрасте, он тогда же опубликовал эту статью у Жаботинкого в какой-то газете. И правильно совершенно Жаботинский ему дал опубликовать это философски незрелое, но абсолютно провидческое сочинение. Он потом всю свою жизнь построил на этой теории непрагматизма. В общем, если формулировать известным каламбуром: «Пишите бескорыстно — за это больше платят».

Иными словами, то, что человек делает ради прагматики, никогда не получается.…

Как вы относитесь к расскажу «Красный смех» Леонида Андреева?

Я думаю, прав Вересаев, который сказал: «Я, в отличие от Андреева, был на войне и я ее воспринимаю иначе. Там к ужасу привыкаешь, а он пишет так, как будто ужас войны продолжает тебя лупить по глазам, по сердцу, по нервам каждый день. Тогда можно сойти с ума». А самое ужасное в том, что это все становится буднем, рутиной.

Но сам рассказ очень талантливый. Понимаете, какая вещь? Андреев очень талантливый. Он ослепительно талантливый писатель. Достоверен он или нет, есть ли у него вкус или такт, можно спорить о «Рассказе о семи повешенных», можно предъявлять претензии к «Моим запискам», мы их как раз проходим сейчас в рамках университетского курса в Бард-колледже в теме «Тюрьма, ссылка и…

Что вы думаете о творчестве Даниила Андреева? Почему он стоит так особняком в литературе?

Да я бы не сказал, что он стоит особняком. Проблема в том, что людей его поколения, да и собственные его тексты мы знаем очень мало. Пропал роман «Странники ночи», пропало огромное количество стихов. Он чудом восстановил «Розу Мира» перед смертью. 

Андреев принадлежит к поколению, которое было не просто выбито (он участвовал в войне и мог много раз не вернуться оттуда), но к поколению, которому грубо заткнули рот. Он ровесник Благининой, он ровесник Тарковского и Штейнберга.  Это поколение было загнано в переводы, либо сидело, либо молчало и писало всю жизнь в стол. Поэтому самое удивительное, что контекст андреевского творчества, метафизики вот этой, из которой, на мой…

Чем готика Гоголя — «Майские ночи», Тургенева — «Клара Милич», Льва Толстого — «Записки сумасшедшего» отличается от готики Леонида Андреева?

Нет, ребята, это не готика. Потому что Клара Милич обещает Аратову, обещает Якову после смерти воссоединение и счастье, и, конечно, мир окружён страшными снами, да, но эти страшные сны только до тех пор, пока Яков её отвергает. А как только он её полюбил и понял, за гробом всё будет прекрасно, и помните светлую улыбку на его лице, с которой, собственно, Аратов умирает. Потом вспомним «Майскую ночь». Конечно, мир Гоголя страшный мир, и в конце концов Гоголь в этот страх провалился. Но и в страшной мести бог всё-таки носитель доброты. Помните, он говорит: «Страшна казнь, тобой выдуманная, человече, но и тебе не будет покоя, пока враг твой мучается». То есть бог всё-таки носитель справедливости, а не зла. В…