Нет, никоим образом. Потому что в «Соборе Парижской Богоматери» Эсмеральда не является никакой Гретхен. И она гибнет не потому, что ее освободили, и не потому, что ее вывели на свободу.
Вообще мне кажется, «Собор Парижской Богоматери» — это никак не фаустианская история. Его надо вдумчиво перечитать. Может быть, увидеть другие корни. Но мне этот роман всегда казался в каком-то смысле наивным, неинтересно написанным. Там есть совершенно гениальные куски, но безумное многословие портит всё дело.
Вообще Гюго, надо отдать ему должное, очень многому выучился. Понимаете, тот Гюго, которая писал «Отверженных» — роман уже во многих отношениях трикстерский, невзирая на свое дикое многословие, уже выработал новый жанр романа. Действительно такой роман, где на тоненьких ребрах этой фабулы виснет огромное количество размышлений, портретов, каких-то социальных трактатов. Это, конечно, другое.
Но «Собор Парижской Богоматери» — книга, полная наивных эффектов. Ну, это очень молодой человек писал. Не забывайте: он же «Бюг-Жаргаля» написал в 20 лет за неделю. «Последний день приговоренного к смерти» — автору 23 года. «Клод Ге» — по-моему, даже 22. Вообще он стремительно формировался. Поэтому «Собор Парижской Богоматери» — книга 25-летнего автора с абсолютно всеми пороками 25-летнего. Такого, если угодно, романа дебютного, в котором страшное неумение распорядиться собственными силами.