Пять таких сфер могу отметить, я об этом много написал. Наиболее очевидно, что в России была страшно запущена детская литература. У Советского Союза с этим более или менее какая-то работа велась. А в последнее время детская литература, если не считать подростковых повестей Веркина и цикла Яковлевой «Дети Ворона» (и, наверное, конечно, Старобинец с ее «Зверским детективом»), в принципе же, наверное, как культуры, как приключенческого романа, сегодня детской литературы практически нет или она неталантлива. Подростковая есть, Жвалевский, Евгения Пастернак, но все равно культура для подростка, для ребенка 10-12 лет в России сейчас развита очень слабо.
Нет религиозной прозы, в которой были бы религиозные искания, а не просто метания интеллигентов, которые то уходят в монастырь, то сбегают из монастыря. Мне хотелось бы почитать серьезный роман о религиозных исканиях человека, какие есть, например, в католичестве – «Глазами клоуна». Мне было бы интересно почитать мыслящего человека, который пытается примирить собственную духовность с православием.
Я думаю, с российской фантастикой сейчас страшный затык. Именно следствием этого тупика является то, что российские фантасты так массово поддерживают СВО. Об этом заговорил еще Борис Натанович Стругацкий: нет новых идей, нет новых концепций. Все упирается в войну или разные формы национального самоутверждения. Это очень скучно. Надо, конечно, искать те или иные формы развития фантастики, утопии…
Мне представляется, что очень хороших любовных романов не было давно. Интересны очень новеллы Дениса Драгунского, но дело в том, что любовный роман – это долгая история отношений. В России хорошо разработан – и это тоже есть в книжке – роман семейного упадка, роман распада семьи, а вот романа о создании семьи, взаимном притирании – этого в России практически нет. Разве что у Евгения Шварца «Повесть о молодых супругах», и то это все-таки эскиз. Это не роман. А роман о любви – хороший и модернистский роман о любви вроде «Что делать?» (когда двое любят друг друга, но предоставляют друг другу полную сексуальную свободу или полную, скажем так, вообще полную свободу от быта), – это интересно, об этом можно думать.
Трифоновская линия не получила развития никакого. Я думаю, что и с остросюжетными романами сейчас в России плохо, они все насквозь идеологизированы. А ведь детективный роман – это прежде всего роман богоискательский; роман, в котором автор ищет не преступника, а бога, моральные оправдания и основания своей жизни. Этого сейчас практически нет, с этим очень скучно.
Поэтому куда развиваться, русской литературе есть. Я уж не говорю, что очень плохо все с пластикой, с описанием, с убедительным – коротким, двумя-тремя штрихами (как это умеет делать Валерий Попов) – описанием пейзажа, запаха. С этим наблюдается полный затык: во время войны людям не до пластики.
Кстати говоря, хорошего военного романа в России тоже нет. Потому что военный роман есть только о том, как вытаскивают друга из боя; роман, в котором войны нет, а есть только штампы из прозы 40-х годов. Я думаю, что лучшая военная трилогия, лучшая трилогия о Второй мировой войне – это трилогия Куничака: «В сутках тысяча часов», «Март» и гениальный вот этот вот роман «Погребальная речь», о польских летчиках. Мне кажется, что лучше Куничака о войне, о бое, о психологии человека на войне, о психологии победителя и проигравших никто ничего не написал.