Войти на БыковФМ через
Закрыть

Вот меня тоже спрашивают: в какие сферы будет прорастать сейчас русская литература. Пять таких сфер – я об этом много писал – я могу отметить, не сходя с места.

Дмитрий Быков
>25

Пять таких сфер могу отметить, я об этом много написал. Наиболее очевидно, что в России была страшно запущена детская литература. У Советского Союза с этим более или менее какая-то работа велась. А в последнее время детская литература, если не считать подростковых повестей Веркина и цикла Яковлевой «Дети Ворона» (и, наверное, конечно, Старобинец с ее «Зверским детективом»), в принципе же, наверное, как культуры, как приключенческого романа, сегодня детской литературы практически нет или она неталантлива. Подростковая есть, Жвалевский, Евгения Пастернак, но все равно культура для подростка, для ребенка 10-12 лет в России сейчас развита очень слабо.

Нет религиозной прозы, в которой были бы религиозные искания, а не просто метания интеллигентов, которые то уходят в монастырь, то сбегают из монастыря. Мне хотелось бы почитать серьезный роман о религиозных исканиях человека, какие есть, например, в католичестве – «Глазами клоуна». Мне было бы интересно почитать мыслящего человека, который пытается примирить собственную духовность с православием.

Я думаю, с российской фантастикой сейчас страшный затык. Именно следствием этого тупика является то, что российские фантасты  так массово поддерживают СВО. Об этом заговорил еще Борис Натанович Стругацкий: нет новых идей, нет новых концепций. Все упирается в войну или разные формы национального самоутверждения. Это очень скучно. Надо, конечно, искать те или иные формы развития фантастики, утопии…

Мне представляется, что очень хороших любовных романов не было давно. Интересны очень новеллы Дениса Драгунского, но дело в том, что любовный роман – это долгая история отношений. В России хорошо разработан – и это тоже есть в книжке – роман семейного упадка, роман распада семьи, а вот романа о создании семьи, взаимном притирании – этого в России практически нет. Разве что у Евгения Шварца «Повесть о молодых супругах», и то это все-таки эскиз. Это не роман. А роман о любви – хороший и модернистский роман о любви вроде «Что делать?» (когда двое любят друг друга, но предоставляют друг другу полную сексуальную свободу или полную, скажем так, вообще полную свободу от быта), – это интересно, об этом можно думать.

Трифоновская линия не получила развития никакого. Я думаю, что и с остросюжетными романами сейчас в России плохо, они все насквозь идеологизированы. А ведь детективный роман – это прежде всего роман богоискательский; роман, в котором автор ищет не преступника, а бога, моральные оправдания и основания своей жизни. Этого сейчас практически нет, с этим очень скучно.

Поэтому куда развиваться, русской литературе есть. Я уж не говорю, что очень плохо все с пластикой, с описанием, с убедительным – коротким, двумя-тремя штрихами (как это умеет делать Валерий Попов) – описанием пейзажа, запаха. С этим наблюдается полный затык: во время войны людям не до пластики.

Кстати говоря, хорошего военного романа в России тоже нет. Потому что военный роман есть только о том, как вытаскивают друга из боя; роман, в котором войны нет, а есть только штампы из прозы 40-х годов.  Я думаю, что лучшая военная трилогия, лучшая трилогия о Второй мировой войне – это трилогия Куничака: «В сутках тысяча часов», «Март» и гениальный вот этот вот роман «Погребальная речь», о польских летчиках. Мне кажется, что лучше Куничака о войне, о бое, о психологии человека на войне, о психологии победителя и проигравших никто ничего не написал.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Как вы относитесь к высказыванию, что городская среда и архитектура формируют человека и общество?

Не верю в это. Я помню замечательную фразу Валерия Попова о том, что когда ты идешь среди ленинградской классической архитектуры, ты понимаешь свое место, ты знаешь его. Справедливо. Но знаю я и то, что никакая архитектура, к сожалению, не способна создать для человека культурную, воспитывающую его среду. В Европе все с архитектурой очень неплохо обстояло: и в Кельне, и в Мюнхене, и никого это не остановило. И в Австро-Венгрии, в Вене, неплохо все обстояло. И все это уничтожено. И Дрезден, пока его не разбомбили, был вполне себе красивый город. Я не думаю, что городская среда формирует. Формирует контекст, в котором ты живешь.

Другое дело, что, действительно, прямые улицы Петербурга как-то…

Остается ли творчество Александра Грина главным антидепрессантом нашего времени? Не могли бы вы порекомендовать похожих писателей, вдохновляющих в безрадостный период?

Я перечитал один рассказ Александра Грина. Есть хороший сборник «Психологические новеллы» 1988 года, куда отобраны не самые фантастические, а самые символистские произведения Грина. Он сам называл себя не фантастом, а символистом. Туда отобраны самые парадоксальные тексты, типа «Брака Августа Эсборна». И вот там есть такой рассказ, совершенно я его не помнил. Может быть, я его не читал вовсе. «Элда и Анготэя». Этот рассказ меня потряс абсолютно, меня глубоко перепахал. Я мог бы в порядке эксперимента рассказать его завязку, чтобы посмотреть, как вы будете его продолжать.

Значит, у Грина есть гениальные рассказы, гениальные завязки, которые слабо развязаны. Самый канонический…

Почему самым главным текстом Даниила Хармса стала повесть «Старуха»? Можно ли считать это его творческой вершиной?

Это его роман. Понимаете, у каждого писателя есть роман, но у каждого писателя, во всяком случае, у модерниста, своя схема романа. Роман Мандельштама — это маргиналии на полях романа, заметки на полях, это «Египетская марка» — гениальный, по-моему, текст, конспект вместо текста. Роман поздней Веры Пановой, которая отошла от социалистического реализма, назывался «Конспект романа». Роман Хармса — это «Старуха». Это такой как бы концентрированный Майринк, страшно сгущенный. И как мне сказал Валерий Попов: «Об ужасах сталинского времени ужас «Старухи» — казалось бы, совершенно сюрреалистической, далекой от реализма — говорит гораздо больше, чем практически все тексты его…

Не могли бы вы рассказать о периоде, когда художник израсходовал запас дара, и, в ожидании новой партии, он оттачивает технику?

Это период такой ретардации, который в развитии художника всегда наступает. Иногда он огранивается этим маньеризмом, и всю жизнь пересказывает себя. Вот то, что первоначальный запас гениальности — это Валерий Попов замечательно назвал «эпохой роскоши», когда пишешь легко, реализуешься, когда страх самоповтора тебя еще не сковывает. Тогда, понимаете, как выйти из этого периода, как начать что-то новое? К сожалению, здесь только какая-то новая честность, новое признание неизбежного поражения, мысль о смерти. Понимаете, человека первую половину жизни вдохновляет любовь, вторую — смерть. Для того чтобы перейти к этому вдохновению второго порядка, второго периода требуется большая…

Можно ли сравнивать произведения Олега Стрижака и Андрея Битова?

Сравнивать можно все со всем, но никогда Олег Стрижак ни по уровню своего таланта, ни по новизне своей не может с Битовым сопоставляться. У меня к «Пушкинскому дому» сложное отношение, я не считаю этот роман лучшим творением Битова, хотя это очень важная книга. Но Битов постулировал, если угодно, новый тип русского романа, новый тип русского героя. Там дядя Диккенс – новый герой.

Если уж с кем и с чем сравнивать Битова, то, наверное, с «Ложится мгла на старые ступени» Чудакова, хотя, конечно, Чудаков не выдерживает этого сравнения. Хотя фигуры деда и дяди Диккенса по многим параметрам сходны. Для меня Битов – это человек колоссального остроумия, выдающегося ума, огромной культурной памяти,…