Нет, я не думаю, что Достоевский это предложил. Но вообще в основе детектива лежит богоискательство. Как ищут следы преступления, так ищут следы божественного присутствия. Я думаю, что первым эту параллель достаточно наглядно провел Честертон в «Человеке, который был Четвергом» — одной из моих любимых книг. Там, где семеро преследуют бога, думая, что они преследуют главу мафии. Это довольно интересная аналогия. Интересно в детективе — грех себя цитировать, но тем не менее — не там, где ищут преступников (преступник автору известен в большинстве случаев), а там, где ищут бога. И в этом смысле Агата Кристи — как раз глубоко религиозный писатель. Особенно мне нравится её идея коллективной ответственности, когда надо выбрать одного из всех, а тут оказывается, что все убили. Или, как в «Десяти негритятах» или, в наибольшей степени, в «Восточном Экспрессе». Или там, где нужно на себя оборотиться, как в «Убийстве Роджера Экройда». Это такая богоискательская суть детектива или, уж в таком детективе, как «Он пришел» («Инспектор Гулл») у Пристли, где оказывается, что виновато зритель. Когда инспектор произносит со сцены свой монолог, обращаясь к залу: «Это вы все убили». Это довольно мощная фабула, которая не имеет аналога, насколько я знаю, в мировом искусстве. «Убил читатель».
Литература
Религия
В детективах обычно ищут следы преступления. Достоевский искал следы бога. Есть ли связь между преступлением и вмешательством бога в жизнь?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев