Гоша Цвибышев — это одно из внутренних «я» Горенштейна. Уязвленный человек подполья, человек Достоевского, который выгрызает себе место в мире, и который пытается наконец компенсировать отсутствие этого места речью, как в финале. Но, конечно, Гоша Цвибышев, который еще вдобавок проходит там через московские кружки 70-х годов — еврейские, националистические, подпольные, самые разные — это, конечно персонаж гротескный.
Это очень страшная книга, «Место», очень противная. Горенштейн, конечно, великий писатель, но писатель мрачный, писатель черный. У него есть более или менее светлые, радостные сочинения — такие, как «Улица красных зорь». Но в основном он о человеке очень дурного мнения.
Роман «Псалом» я просто не могу читать. Очень высоко ценю «Искупление», но «Место» — оно меня выбешивает. Больше меня выбешивает только повесть «Ступени» — самая слабая у него, на мой взгляд. Или «Яков Каша». А уж «Чок-Чок» — это гениальная книга, но… Особенно эти отношения с венгеркой. Она дико смешная, но какая же она чисто физиологически мерзкая! Фридрих Горенштейн гениальный писатель, что там спорить? А как всякий гениальный писатель, он умеет и напугать.